Страсти вокруг драгоценностей знаменитой певицы не утихают и через 10 лет после ее смерти
Сокровища из коллекции Людмилы Зыкиной пропадали, находились, выставлялись на продажу, которая отменялась из-за споров наследников. Могут быть отсрочены и нынешние торги, объявленные аукционным домом «12-й стул» на начало декабря. Что и за какую цену на них выставлено, откуда взялись чудо-бриллианты у советской женщины, пусть и обласканной большой славой, и найдутся ли пропавшие вещицы, оцененные знатоками в 5 млн долларов?
Заветные лоты уже собраны в аукционном доме «12-й стул». Чистое золото, природные изумруды и, конечно же, граненые алмазы — Людмила Георгиевна выбирала украшения себе под стать. Одним из главных лотов будущих торгов станут серьги с крупными темно-синими сапфирами в старинной огранке из двух десятков бриллиантов в 10,3 карата. Сама Зыкина называла их «мои серьги». И, судя по фотографиям и кинохронике с концертов, носила их с ранних лет. Стартовая цена этого лота — 1 млн рублей. Для знаковой вещи из коллекции легендарной артистки стоимость вполне адекватная, подтверждает эксперт аукционного дома «12-й стул» Иван ЕФИМОВ.
— Это очень старинная, дорогая работа. У нас нет информации, откуда у Людмилы Георгиевны эти серьги, но то, что любила она их невероятно, известно доподлинно. Эти украшения напрямую ассоциируются с образом великой певицы — в них она выступала практически на всех концертах.
Еще один топ-лот на миллион — колье из белого и желтого золота, которое насчитывает 127 бриллиантов. Этот ювелирный шедевр был создан бакинскими мастерами. По семейному преданию, колье подарил Зыкиной президент Азербайджана Гейдар Алиев — один из самых могущественных и влиятельных поклонников певицы. Он восхищался ее творчеством, покровительствовал ей. И в 1972 году даже сделал народной артисткой Азербайджана. В СССР статус народной Людмила Зыкина получила только через год. Так что вполне возможно, и другие драгоценности в коллекции певицы имеют азербайджанские корни.
Известна начальная стоимость и одного из самых любимых колец Людмилы Георгиевны. Золотое, с россыпью изящных бриллиантов вокруг увесистого уральского изумруда, оно выглядит филигранным шедевром. Оценка вещи на старте продажи — 200 тысяч рублей. Возможную историю заветного лота рассказывает Иван Ефимов.
— Ходили слухи, что на это изумрудное чудо претендовала другая известная любительница драгоценностей — дочь генсека Галина Брежнева. И якобы Людмила Георгиевна кольцо таки отстояла. Впрочем, документальных подтверждений у этой гипотезы нет, что и неудивительно.
Из ювелирных шедевров, чей эстимейт еще не известен, можно выделить малую парюру — колье со 112 бриллиантами по 1,4 карата, серьги с 32 бриллиантами и кольцо с 16 бриллиантами. А еще браслет с 16 бриллиантами и кабошоном бирюзы, сделанный в начале ХХ века, старинную брошь-трансформер с четырьмя бриллиантами старой огранки и пятью природными гранатами из желтого золота. И серебряную брошь «Снежинка» с гранатами-пиропами, золотую брошь «Павлин» с бирюзой — этот камень певица обожала с молодости.
Несмотря на обилие драгоценностей, одним из самых значимых лотов на торгах могут стать: простые бусы из бисера, которые Людмила Зыкина сделала своими руками. Плетением из бусинок и ниток певица увлекалась долгие годы. Свои работы она щедро раздаривала друзьям и коллегам по сцене.
Как настоящая роскошная русская барыня, Людмила Георгиевна очень любила меха. На торгах будут представлены две ее норковые шубы. Впрочем, найдутся там лоты и поскромнее: пластинки Зыкиной уйдут с молотка по стартовой цене в 1 тысячу рублей. А одним из самых неожиданных лотов станут: фирменные белые кроссовки царицы сцены.
В целом же будет разыграно около 40 лотов. Грядущий аукцион — не первый, связанный с именем Людмилы Зыкиной. В 2012 году наследники артистки уже выставляли на продажу некоторые ее драгоценности. Но тогда в дело вмешались родственники певицы, которые не участвовали в процессе. В итоге результаты продаж аннулировали. После этого завязалась долгая вереница переговоров между наследниками и аукционистами. И в результате стали возможны новые совершенно официальные торги, говорит Иван Ефимов.
— Из обширной коллекции Людмилы Зыкиной мы сейчас выставляем лишь часть предметов, в происхождении которых уверены, документы на них проверены досконально. Аукционный дом связан договором о конфиденциальности и не может раскрывать имена людей, с которыми мы ведем переговоры, то есть наших контрагентов. Для покупателей публичность самого мероприятия может стать залогом прозрачности торгов.
Сами наследники певицы пока ситуацию не комментируют. Но известно, что ими подписано официальное письмо с просьбой часть полученных от аукциона денег направить на увековечение памяти Людмилы Георгиевны. Таким образом, декабрьские торги получат мемориальный характер. Если же будет восстановлена и собрана полная коллекция украшений легендарной артистки (ведь часть сокровищ исчезла сразу после смерти Зыкиной и до сих пор не найдена), аукционный дом допускает, что торги еще повторятся не один раз.
P.S. Желая все же уточнить дату торгов, «Труд» еще раз позвонил в аукционный дом «12-й стул» — и получил ответ главного эксперта Ивана Ефимова: «Для памяти Людмилы Зыкиной важно, чтобы самые близкие и родные для нее люди перестали ссориться из-за ее наследства. Мы обращаемся к наследникам: призываем вас помириться, это будет самым лучшим вкладом в увековечивание памяти великой певицы. Уверены, что мир между вами был бы для нее гораздо важнее. Наш аукционный дом не назначит дату торгов, пока не прекратится эта история распрей между вами. Не по суду, как это уже было, а по-человечески. Давайте перевернем эту страницу».
Дата торгов будет назначена после подписания окончательного соглашения между наследниками. В ожидании примирения планируется организовать выставку, чтобы все желающие смогли увидеть коллекцию Людмилы Зыкиной.