«Аэрофлот» инвестирует в будущее эффективного бизнеса
Без IT-технологий невозможно представить успешный бизнес. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев считает цифровизацию магистральным вектором развития компании и ее главной инвестицией в будущее. Уже сегодня главный отечественный авиаперевозчик готов делиться опытом. «Мы успешно внедряем новейшие цифровые решения и готовы помогать другим представителям отечественной отрасли», — заявил глава «Аэрофлота» и выразил уверенность, что у нашей страны есть шанс стать одним из лидеров в мировом транспортном и логистическом пространстве.
Пока законодатель «цифровой моды» — Singapore Airlines. Авиакомпания Сингапура недавно сообщила о стопроцентной цифровизации всех процессов. «Аэрофлот» по этому показателю находится в первой пятерке мировых авиа-перевозчиков. На международной конференции «Крылья будущего» Кирилл Богданов, заместитель генерального директора «Аэрофлота» по информационным технологиям, рассказал, как цифровизация процессов происходит на земле и в воздухе.
— Автоматизация бизнес-процессов — от офисной работы до обслуживания пассажиров и самолетов — в «Аэрофлоте» приближается к стопроцентной. Компания постоянно внедряет новые технологические решения. Например, мы запустили новый дизайн сайта, который уже оценили пользователи. Специалисты проводили замеры, сколько виртуальных шагов делает пассажир при покупке билета, чтобы сократить затраты его времени. Новый сайт посетили 137 млн человек, на 10 млн больше прошлого года. Доля онлайн-продаж превысила 37%, а онлайн-регистрация на рейс выросла до 54%. Внедрено новое мобильное приложение: в нем интерактивные карты 11 аэропортов мира, возможность аренды автомобиля, покупки медицинской страховки и билетов на «Аэроэкспресс», заказ бортового питания, выбор места в самолете, возможность замены рейса без штрафа и другие удобства. За год приложение скачали 5 млн человек.
Глобальная задача — повышение качества услуг и дополнительные удобства для пассажиров. Еще недавно считалось, что система традиционных развлекательных сервисов на борту делает полет достаточно комфортным, но сегодня люди уже не хотят обходиться без интернета даже несколько часов. Кроме того, психологи говорят, что это снижает уровень стресса. Пассажир с привычным гаджетом в руках, не теряя связи с друзьями и близкими, чувствует себя в полете лучше. Поэтому в компании считают, что интернет в перспективе должен быть на всех бортах. Сейчас эта услуга предоставляется на 40 самолетах, через два года их будет 162, то есть на большей части флота компании.
В 2019 году приказом Минтранса в России наконец-то легализован электронный посадочный талон. Совместными усилиями авиакомпании и аэропорта Шереметьево в терминалах появились 20 стоек самостоятельной регистрации. Также процедуру можно пройти в 38аэропортах вылета «Аэрофлота» по всему миру. Хотя надо признать, что эта опция пока непривычна. На каком-то этапе посадочный талон все же распечатывают на бумаге, опасаясь сбоя в электронных гаджетах.
— Следующий шаг — проход на посадку без документов вообще, — рассказывает Кирилл Богданов. — Не нужен даже посадочный талон. Достаточно один раз пройти процедуру идентификации. Дальше система просто считывает лицо пассажира, поскольку в электронной базе все остальное имеется: номер и дата выдачи паспорта, биометрия, отпечатки пальцев. Могут быть также внесены сведения из службы судебных приставов и налоговых органов. Длится идентификация всего 19 секунд, после чего пассажир самостоятельно проходит в «чистую зону».
Никаких контактов с персоналом, человеческий фактор исключен. Функции паспортного контроля автоматизированы. Попутно производится измерение уровня эмоций. Скажем, сколько раз улыбнулся Иван Иванович, ожидая посадки на рейс? Впрочем, эти сведения уже для представителей службы сервиса, рекламщиков и маркетологов.
Новейшие IT-технологии применяются и в оценке персонала авиакомпании. Цифровой профиль сотрудника позволяет компании объективно выбирать лучших специалистов — инициативных, трудолюбивых, профессионально компетентных.
— Мы получили патент на «монитор руководителя», который дает возможность видеть в режиме реального времени ситуацию в любом аэропорту, обеспечивает доступ к оперативной информации и позволяет поднять любые цифры статистики, — продолжает Богданов. — Так начинают свой рабочий день все менеджеры «А-эрофлота», включая генерального директора...
Налоговый мониторинг тоже запатентованное технологическое решение компании. Любая налоговая проверка сейчас происходит в удаленном режиме, в электронном формате и без затрат рабочего времени персонала. Бортпроводники пишут электронные отчеты о рейсе, пилоты имеют всю полетную информацию на планшетах, «безбумажная» кабина постепенно становится реальностью. А вскоре будет введен электронный документооборот с компанией «Аэромар», поставляющей «Аэрофлоту» 155 тысяч порций бортпитания в сутки.
Сложнее всего было внедрить цифровые процессы в наземное обслуживание. Суть его в том, чтобы аэропорт, УВД, хендлинг и авиакомпания договорились между собой, как лучше и быстрее обслужить и выпустить самолет. Как сообщил Артем Сигалов, замдиректора Центра контроля в «Аэрофлоте», специалисты авиакомпании создали и внедрили автоматизированную систему управления наземными процессами обслуживания воздушного судна. Примерно такая же действует в 28 европейских аэропортах. В результате на одном только сокращении времени руления с 40 минут до 5-7 минут сберегается громадное количество топлива, выбросы не засоряют атмосферу, снижаются задержки рейсов из-за ожидания очереди на взлет, нет сбоев в расписании рейсов, не опаздывают на вылет транзитные пассажиры. Единственное, что пока не прижилось в наземном обслуживании, — это дроны-беспилотники, обследующие фюзеляж самолета до и после рейса. Тут вмешался человеческий фактор: технический персонал по-прежнему доверяет исключительно личному визуальному осмотру. «Машинное зрение» пока применяется только при осмотре двигателей.
Ближайшее будущее — использование искусственного интеллекта для всех технических процессов в авиации. Российский национальный перевозчик остается признанным лидером в этом процессе.
А в это время
«Аэрофлот» и SITA, мировой поставщик IT-решений для авиаотрасли, на прошлой неделе отметили 60-летний юбилей совместной работы. Президент SITA Европа Серджио Колелла подчеркнул особую важность сотрудничества с лидером авиационной отрасли. Российский авиаперевозчик входит в состав Совета компании SITA и участвует в обсуждении инновационных решений.
Авиакомпания стала партнером SITA еще в 1959 году по указу первого зампреда Совета министров СССР Анастаса Микояна. Сегодня глобальная инфраструктура SITA присутствует более чем в 200 странах и более чем в 500 аэропортах, обеспечивая надежность работы авиакомпании в офисах и аэропортах по всему миру. Передовые технологии SITA позволили «Аэрофлоту» осуществлять обмен сообщениями между воздушным судном и наземными службами и оставаться на связи в течение всего полета. Крупнейшая российская авиакомпания первой в стране внедрила систему непрерывного отслеживания багажа в режиме онлайн и заменила трудоемкие «бумажные» процессы на цифровой формат.