Как получилось, что известная актриса и популярная телеведущая вдруг впала в детство?
Художественный руководитель Московского областного ТЮЗа, заслуженная артистка России Нонна Гришаева в своей команде — тренер играющий. В минувшем сезоне она покорила всех своей Мэри Поппинс в мюзикле «Леди Совершенство», а в нынешнем в премьере «Про мою маму и про меня» очень убедительно сыграла роль мамы девочки-подростка. Как получилось, что известная актриса и популярная телеведущая вдруг впала в детство?
— На показе при поступлении в Щукинское училище вы танцевали «Лебедя» Сен-Санса. И вот та хрупкая девушка-лебедь — известная актриса, телеведущая, да еще и художественный руководитель театра...
— В жизни каждого случается момент, когда судьба бросает тебе вызов. Когда маленький «лебедь» попал в Москву и остался с ней один на один, да еще и в начале 90-х, у него был простой выбор: сложить крылья или научиться летать. Я очень благодарна Москве за все, в том числе и за пережитые трудности. Испытания помогли мне стать тем, кем я стала.
— На посту худрука областного ТЮЗа вы уже год. Не жалеете, что так кардинально изменили свою жизнь?
— Наоборот! Мы ведь все родом из ТЮЗа — у большинства людей любовь или нелюбовь к театру рождается именно там. В детстве я часто ходила в Одесский ТЮЗ, он очень многое мне дал. Спустя годы у меня появилась возможность и самой что-то вернуть этому театру: вот уже четвертый сезон я играю там спектакль «Варшавская мелодия». Родилось и понимание, что сцена детского театра — место особое. Так что приход в Московский областной театр юного зрителя вполне логичен.
— Спектакль «Про мою маму и про меня» посвящен отношениям подростков с родителями. Есть ли в этой теме для вас что-то личное?
— Эту пьесу режиссер Андрей Горбатый несколько лет тому назад поставил в любительском театре. Елена Исаева — тонко чувствующий драматург, умеющий говорить со зрителем на одном языке. Спектакль, где играли непрофессиональные актеры, произвел на меня такое сильное впечатление, что я подумала: а каким же он может получиться в театре профессиональном?! И не ошиблась. А про личное... Я нашла в этой пьесе много пересечений с собственной жизнью, отсюда и желание сыграть Маму. Я очень волновалась перед премьерой, знала, что автор будет в зале. Для меня было очень важно, чтобы наша трактовка совпала с ее видением. Рада, что так оно и вышло.
— Взаимоотношениям детей и родителей вы и книгу посвятили. Не собираетесь ли написать продолжение «Советов дочкам»?
— Пока нет, разве что жизнь новые коллизии подбросит... С той книгой так получилось: снималась в «Папиных дочках», а многое из того, что переживала моя героиня, я проходила в жизни и с моей Настей — ей тоже тогда было 14. В какой-то миг поняла, что могу поделиться опытом, а кому-то и помочь. Так родилась книжка. Разошлась быстро, и второй тираж давно распродан.
— Вернемся к театру. Тяжело ли ему конкурировать с интернетом, компьютерными играми, блокбастерами?
— Вы затронули очень важную тему. Дети все больше поражены вирусом гаджетомании, а виртуальный мир им интереснее, чем живые люди. Противоядий от напасти не так уж много, и одно из них — театр, ТЮЗ. Это именно то пространство, где дети могут понять, чем реальные чувства отличаются от виртуальных переживаний. Удержать детское внимание очень трудно: ребенок — самый искренний и откровенный зритель. И такой же искренности он требует от происходящего на сцене. Его не обманешь. А еще надо постараться, чтобы действие захватило и родителей. Трудная и очень интересная задачка.
— А чем дальше увлекать будете?
— Мы хотим помочь зрителям наладить контакт с русской классикой, в первую очередь с той, что входит в школьную программу. Открыть им великую литературу при помощи языка театра. Не так давно на малой сцене выпустили «Печорина», на очереди — «Ася» и «Первая любовь» Тургенева. О чем же говорить с подростком, как не о любви? А в следующем сезоне представим зрителям еще один мюзикл — «Дубровский» Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна.
— Руководство театром требует и сил, и времени. А как быть с собственной актерской карьерой?
— Силы найти можно: когда предстоит интересная работа, они у актера появляются из ниоткуда. А вот времени не хватает катастрофически. Сниматься зачастую приходится ночью. И все равно от многого надо отказываться. Особенно на ТВ, где юмористические проекты быстро исчерпывают потенциал. С кино ситуация другая: достойный материал предлагают редко.
— Такой, как в «Непридуманной жизни»? Эта работа удивила многих ваших поклонников — такой они вас еще не видели.
— О подобной роли я давно мечтала: сыграть судьбу сложную, противоречивую, яркую, поговорить со зрителем о том, почему талантливый человек теряет себя и свое место в мире. Думаю, на сегодняшний день это лучшая моя работа в кино. Увы, режиссеры с опаской идут навстречу актрисам, стремящимся раздвинуть привычные границы, в которых они до сих пор существовали. Но надеюсь, что все еще случится — сыграть в очередной комедии мне уже неинтересно.