Как максимально защитить детей от ВИЧ-инфекции и помочь тем, кто уже заразился опасным вирусом? Об этом наш разговор с заведующей детской поликлиникой Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Юлией Влацкой.
— Юлия Федоровна, недавно во многих СМИ появились заявления о том, что к концу 2015 года в России полностью исчезнут случаи передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Как вы считаете, такое возможно?
— Я думаю, что моего коллегу не так поняли. Вообще в последнее время СМИ все чаще публикуют материалы, не имеющие ничего общего с медицинской наукой. Можно сказать, что мы являемся свидетелями появления новой эпидемии — эпидемии безответственных заявлений. Вопрос как такового риска передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку для развитых стран уже давно не является темой для обсуждения и уж тем более не стоит на повестке дня. Дело в том, что ответ на этот вопрос везде один.
Другими словами, риск передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в Москве, Лондоне, Париже и любом другом развитом городе мира одинаков и составляет 1-2%. Современная медицина не может полностью исключить риск, но имеет все возможности для сведения его к минимуму. Например, Всемирная организация здравоохранения недавно объявила Кубу первой страной, полностью остановившей передачу ВИЧ-инфекции от матери ребенку.
— Но если риск уже сведен к минимуму, то почему мы продолжаем видеть случаи инфицирования детей ВИЧ? Есть какие-то особенности в терапии беременных женщин?
— Безусловно, здравоохранение должно стремиться к максимальному охвату терапией женщин из неблагоприятных групп населения. У нас в первую очередь это относится к женщинам — потребителям наркотиков. В странах Западной Европы мотором детской эпидемии являются женщины-мигранты. Это значит, усилия нашего города, страны, должны быть направлены не столько на изменение медицинской технологии (которая уже должна быть отработана до совершенного уровня), сколько на представительниц групп риска. Необходим комплексный подход, включающий в себя оказание социальной помощи, реинтеграции в общество, создание приверженности медицинским услугам.
Мы с тревогой наблюдаем, как в странах Западной Европы уже не единичны случаи заражения новорожденных детей при вскармливании грудным молоком. Нам казалось, что подобные случаи — удел африканских стран. Но новая миграционная ситуация в Европе изменила эти представления.
Проведенное в Москве исследование среди детей-сирот показало, что распространенность ВИЧ-инфекции среди них составляет 10-12% — показатель, десятикратно превышающий сам риск передачи ВИЧ от матери ребенку при адекватном лечении. Это связано с тем, что ВИЧ-инфицированные женщины обращаются за медицинской помощью в родильные дома города на поздних сроках. Конечно, меры экстренной профилактики значительно менее эффективны, чем плановая работа с беременной женщиной.
— Что делается в Москве для решения этой проблемы?
— Сегодня здравоохранение Москвы — лидер в разработке программ и алгоритмов предупреждения заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери. Наши специалисты подготовили концептуальный документ — «Рекомендации по проведению профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку». Это беспрецедентный консенсус акушеров-гинекологов, неонатологов, перинатологов, педиатров и, конечно, инфекционистов. В прошлом году мы предложили Всемирной организации здравоохранения использовать его в своих рекомендациях, однако до настоящего времени ответа не получили.
— Вы сказали, что среди детей-отказников наблюдается более высокий показатель распространенности ВИЧ-инфекции. Это каким-либо образом сказывается на принятии решения потенциальными усыновителями или опекунами?
— Конечно, ВИЧ-инфекция — это серьезное заболевание, требующее постоянного медицинского мониторинга состояния больного. Но сейчас благодаря существующей антиретровирусной терапии заболевание перешло из разряда смертельных в хроническую болезнь. Ее наличие не помешает полноценно жить. В своем недавнем докладе ведущий американский ученый в области ВИЧ/СПИДа Джон Бартлетт сообщил, что ВИЧ-инфицированные живут дольше курильщиков.
Потенциальные приемные родители и опекуны при желании усыновить или взять под опеку ВИЧ-инфицированного ребенка, безусловно, берут на себя большую ответственность. Однако еще до передачи ребенка в семью специалисты МГЦ СПИД проводят с приемными родителями собеседование, предоставляется подробная информация о состоянии здоровья ребенка, о правилах диспансерного наблюдения. В ходе собеседования определяется готовность семьи принять ребенка, устанавливается взаимодействие врача и приемных родителей. Помимо всего прочего, для них всегда доступны любые консультации врачей, психологов, социальных работников, круглосуточно работает горячая линия московского СПИД-центра.
— И все же, есть какие-то конкретные цифры по устройству ВИЧ-инфицированных детей-сирот в семьи?
— Благодаря слаженной работе городской службы СПИД и социальных учреждений города сегодня в Москве нашли семью 110 из 123 ВИЧ-инфицированных детей, оставшихся без попечения родителей. МГЦ СПИД долгое время тесно сотрудничал с уже изменившим свою концепцию ГКУ специализированным домом ребенка № 7 (ныне — ГКУ ЦССВ «Соколенок»).
В 2015 году это учреждение департамента соцзащиты Москвы перешло на качественно новый уровень: подавляющее большинство детей с диагнозом «ВИЧ-инфекция» были устроены в семьи. Соответственно, уже отпала необходимость их постоянного содержания в данном учреждении. Сейчас «Соколенок» оказывает всестороннюю поддержку семьям, усыновившим или взявшим под опеку ВИЧ-инфицированных детей: регулярно проводятся семинары для родителей, с детьми работают социальные работники, логопед, ведутся занятия по лечебной физкультуре.