Между нами, дальнобойщиками

В России прошли демонстрации водителей и владельцев магистральных грузовиков, протестующих против сбора за износ дорог

В разных регионах России прошли забастовки дальнобойщиков, протестующих против введенного правительством сбора для проезда грузовиков весом от 12 тонн. Масштабы произвели впечатление на власти, которые пообещали перенести сроки начала поборов.

В Московской области в среду 60 грузовиков выстроились вдоль трассы «Дон», а под Новосибирском 370 автомобилей растянулись в 15-километровую пробку. Всего, по данным агентств, в акции участвовали дальнобойщики 18 регионов.

Правительство давно нацелилось обложить грузоперевозчиков еще одной данью. Официальный предлог — получить дополнительные средства на ремонт дорожного полотна, которое страдает от большегрузов. Однако дополнительные поборы грозят разорением мелким транспортным компаниям и массовой безработицей среди водителей. А они и так устали от произвола ГИБДД, обязательной установки тахометров. К тому же на этот рынок наступают владельцы трейлеров из Прибалтики, Белоруссии и Польши, предоставляющие более дешевые услуги.

Водители показали, что готовы бороться за свои права. 70 ассоциаций и союзов транспортников, ретейлеров, производителей и строителей готовили обращения в правительство, где доказывали: новые тарифы превратят их работу в борьбу за выживание, спровоцируют транспортный коллапс и социальные потрясения. Но только акция протеста заставила власть реагировать. Первый замминистра транспорта Евгений Дитрих сообщил, что штрафы за неоплаченный проезд с 15 ноября будут взимать только в Московской области, в остальных субъектах — с мая 2016 года. Тарифы также снизили более чем вдвое — с 3,73 рубля до 1,53 рубля за километр пути. А вот штрафы остались убийственными: за первый проезд без оплаты — 450 тысяч рублей и за повторный — 1 млн рублей. Остался неясным вопрос с оборудованием грузовиков приборами, передающими при въезде на трассу информацию об оплате. К 10 ноября в системе было зарегистрировано всего 296 тысяч грузовиков, то есть не более 16%.

Мировой опыт бодания с дальнобойщиками давно убедил власти, что с этой категорией шутки плохи. Осторожность и переговорная подготовка совершенно необходимы, чтобы не доводить до акций протеста и крупных экономических потерь. В феврале 2015 года дороги Франции были заблокированы движением «красных шапочек», в которых пикеты дальнобойщиков жгли костры из покрышек на перекрестках и с монтировками в руках встречали штрейкбрехеров. Почти месяц грузовики, выстраиваясь караваном в час пик, устраивали многокилометровые пробки на подъездах к крупным городам. В конце концов владельцы грузовых компаний пошли на уступки профсоюзам, объединявшим 650 тысяч работников отрасли, и национальные контракты были перезаключены на выгодных условиях.

В Бразилии минувшей зимой забастовка водителей грузовиков парализовала движение по основным трассам страны. Акция продолжалась девять дней, и в ряде городов были серьезные перебои в снабжении топливом и продовольствием. Темпераментные южноамериканские водилы выступили против повышения цен на горючее и платы за проезд по платным дорогам. В сентябре канадский Торонто был парализован независимыми автовладельцами, которые заблокировали перевалочные базы и железнодорожные узлы в городе.

Были и другие примеры. Американец Джимми Хоффа сколотил полумафиозное «Братство водителей грузовиков». В 1957-м они поставили на колени экономику Штатов, организовав грандиозную забастовку водителей, после которой Джимми был изб-ран президентом профобъединения водителей грузовиков Северной Америки. В конце концов генпрокурор Роберт Кеннеди объявил войну всемогущим дальнобойщикам, срочно принятый Конгрессом пакет законов ослабил диктат профсоюзов на транспорте, а сам неукротимый профбосс угодил в тюрьму за взятки.

Реакция наших чиновников на акцию дальнобойщиков оказалась сумбурной. Сначала закрыли глаза, потом предприняли попытки дискредитировать организаторов и, наконец, пошли на компромисс. А ведь с него следует начинать, чтобы не доводить до края.