О том, как меняются столичные школы, рассказала замглавы департамента образования Москвы Татьяна Васильева
В системе столичного образования идут перемены. В какую сторону? Об этом шла речь на недавнем заседании коллегии столичного департамента образования.
Сегодня за учебными партами в столице сидят более миллиона детей. Огромная армия учеников, десятки тысяч преподавателей, полторы тысячи школ — вся эта система проходит модернизацию.
Преобразования начались еще два года назад. Причин для них было много: низкая зарплата учителей, слабая подготовка учеников, большое разделение школ по престижности и финансированию. Тогда городские власти запустили пилотный проект по развитию общего образования в Москве. Вдобавок к нему заработала государственная программа до 2016 года «Столичное образование».
Работа закипела. Результат получен: все школы перешли на нормативно-подушевое финансирование и на новую систему оплаты труда, получили больше финансовой самостоятельности (каждая школа может получать и расходовать субсидии по своим потребностям), а в управлении и контроле стала активнее участвовать общественность — управляющие советы, в которые могут входить родители учеников.
О том, как меняются школы и эффективность обучения, рассказала заместитель руководителя департамента образования города Москвы Татьяна Васильева. «Положительный результат — повышение зарплаты учителей: если до 2010 года она составляла 33 тысячи рублей, то сегодня уже 65,8 тысячи рублей. Профессия учителя становится престижной, это видно по возросшему количеству абитуриентов, поступающих в педагогические вузы, а качество работы московских педагогов можно оценить по хорошим показателям результатов ЕГЭ и количеству победителей олимпиад».
Слова подкрепляет статистика. Если в 2010 году количество выпускников, набравших по трем предметам 220 баллов, было менее 7 тысяч, то в этом году их уже более 18 тысяч. Количество школ, подготовивших победителей и призеров городских олимпиад, выросло за три года с 421 до 579.
Татьяна Васильева также отметила, что рост финансирования позволил серьезно улучшить материально-техническую базу: появились новая мебель, компьютеры, оборудование для занятий. Во многих зданиях прошел долгожданный капитальный ремонт.
Сейчас в департаменте готовят изменения в постановление правительства Москвы «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования». «Мы идем по пути дальнейшего расширения полномочий школ и увеличения доверия школьным коллективам, — пояснила Татьяна Васильева. — С сентября этого года реализуется проект «Университетские субботы», его цель — повысить образовательный уровень школьников и студентов колледжей, популяризировать науку». В департаменте подчеркивают: если раньше хорошей считалась школа, которая отбирала подходящих учеников, то сегодня — та, которую выбирают ученики и родители. В скором будущем они смогут выбирать и учебную программу.
«Современные родители выбирают школы, находящиеся в шаговой доступности от дома, — поделилась своим мнением директор школы № 1010 (вошедшей в топ-500) Ирина Жданова. — Поэтому все учебные заведения должны быть оснащены современными техническими средствами, у детей должны быть варианты индивидуального обучения, а также возможность посещать кружки и секции. Сегодня мы можем отбирать лучших педагогов, платить учителям достойную заработную плату, мы можем позволить себе делать ремонт в школах и благоустраивать территорию. Также в штате образовательной организации теперь есть юрист, бухгалтер, инженер, экономист. Есть и дошкольное отделение, с которого в этом году пришли к нам многие первоклассники. Это очень удобная практика».
По мнению эксперта, профессора Льва Любимова, школам нужны и другие изменения. «Помимо преподавания общеобразовательных предметов учителя должны заниматься развитием устной речи учеников и вводить занятия по каллиграфии, — считает он. — Также школам необходимо научиться работать с диаспорами и не закрывать глаза на эту проблему».
Свои замечания высказала советник-наставник мэра Москвы Любовь Кезина. «Известно, что многие учителя перекладывают свои проблемы на плечи родителей. Это неправильно. Бич сегодняшней школы — большое количество домашних заданий, с которым не все родители могут справиться и помочь своим детям».
Проблема действительно есть, признал руководитель департамента образования Исаак Калина: «К сожалению, не во всех семьях одинаковые условия для развития ребенка, поэтому одни ученики будут более успешны, другие — менее. Но сейчас мы работаем над программой, которая поможет и родителям, и учителям».