...На дорогу, что введет в порт "Кавказ", то и дело выбегают с прибрежной полосы прямо под колеса проходящих машин измазанные в мазуте, очумевшие утки. Таксист каждый раз маневрирует - получается, увы, не всегда. И под днищем легковушки слышится очередной хлопок. Еще одно кровавое пятно остается на асфальте и рядом неподвижная черная тушка.
- Говорят, что ничего подобного раньше не было. Такого шторма, такого ветра?
- "Это не так, - говорит местный житель Владимир Уханник. - В 1968 году как раз в ноябре тоже был сильнейший ветер с моря. Я тогда в 9-м классе учился. И пришла огромная волна высотой метров 7-8. Как цунами. Полностью затопило поселки Голубицкая, Пересыпь, которые стояли у самого моря. Там были частные домики. Люди на дымарях, как на печных трубах, сидели. И под воду ушла, наверное, половина города Темрюк. Сотни, а может, тысячи людей тогда погибли. Об этом, конечно, не писали. Утонувших складывали прямо на стадионе в Темрюке. Кого опознавали - отдавали родственникам, остальных сразу хоронили.
...На берегу, возле самого порта, выстроилась цепочка перепачканных добровольцев, приехавших расчищать берег от мазута из города Славянск-на-Кубани.
- Нам дали расчищать участок в сторону поселка Ильич, - рассказывает руководитель бригады Павел Онопченко. - Сегодня приехали 120 человек. Завтра будет столько же.
Работа у ребят простая. Собирают мазут в кучу, а потом грузят в машины. Инструмент один - вилы и грабли. Лопатой не подцепишь, слишком тяжело. Мазут смешался с водорослями, песком. За день прошли 4 километра. Чаек попадается много. Мертвых бросают в кучу, а еще живых, но в мазуте на обочину дороги.
Павел Викторович смущенно смотрит на меня, а я на него. И оба мы понимаем, что белоснежным птицам со слипшимися от мазута перьями на самом деле никто не поможет.
Бедствие многоплановое, неоднозначное. Что, например, будет с серой, которая осталась в трюмах затонувших сухогрузов? А куда вывозить собранный по берегам мазут? И что делать в первую очередь? Эти проблемы решает оперативный штаб по ликвидации последствий катастрофы. Заседание проводится два раза в день в административном здании города Кавказ. На одном из них мне удалось побывать. Совещание собралось более чем представительное. На него приглашены заместитель министра транспорта РФ Борис Король, капитан порта "Кавказ" Андрей Иовлев, начальник администрации морских портов Тамани Юрий Наумов, экологи, спасатели... Проводит заседание штаба заместитель губернатора Краснодарского края Александр Иванов. Главное - принять самое точное, эффективное решение.
- ...Срочно необходимы сорбенты. Самолет стоит под парами. Готов доставить груз.
- Но это дорогое удовольствие - вести сорбенты по воздуху. 6,5 тысячи тонн сорбентов у нас есть здесь. Может, этого хватит?
- Давайте сначала определимся, сколько нужно всего. Завтра надо утром совершить облет территорий на вертолете. Нужен еще один Ми-8 для продолжения поисково-спасательной операции.
- Обязательно. Кстати, уже завтра к нам на помощь приедет тысяча студентов - 5 групп по 200 человек. Старшие в группах преподаватели с сотовыми телефонами. И еще дают 500 военнослужащих. Надо обеспечить всех вилами, граблями и плащами, чтобы не искали их, как сегодня...
- Запишите: потребуется дополнительно 6 погрузчиков и 20 "КамАЗов" для вывоза мазута.
- А хватит ли емкостей хранилища?
- Скорее всего, хватит, - шепчет мне заместитель руководителя департамента ЧС экологического контроля по Краснодарскому краю Владимир Блохин. - Есть еще резервный полигон для сбора отходов на полторы тысячи тонн возле поселка Сенной.
- Вы знаете, что количество мазута, попавшего на косу Тузла, на порядок больше, чем здесь? Туда он в основном пошел, надо обязательно готовить дополнительные хранилища. Срочно. Ведь их еще бетонировать - сколько времени уйдет?
- В крайнем случае можно просто уложить дорожные плиты.
- Через несколько часов приедут 24 водолаза из Ростова. Кто их встретит? Они должны обследовать затонувшие суда и поднять из трюмов сухогрузов серу. Если она гранулированная, то вообще нет никакой опасности.
- А как решен вопрос с захоронением пернатых? - задает очередной вопрос руководитель совещания Александр Иванов. - И почему в прессе появилась просто дурацкая цифра 30 тысяч погибших птиц?
- Я не знаю, откуда она взялась, - оправдывается заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю Наталья Мальцева. - У нас другая цифра - 2 тысячи. Мы стали уже упаковывать тушки в целлофановые пакеты, а про 30 тысяч, поверьте, я никому не говорила. Но есть, конечно, и выпачкавшиеся в мазуте птицы. Они все равно погибнут. Сколько всего будет, сказать не могу. А по захоронениям... В свое время мы нашли место для утилизации пернатых, заболевших "птичьим гриппом", возле поселка Береговой. С СЭС договорились. В принципе место нам подходит.