- Эльдар Александрович, как умудренный возрастом человек, скажите, 80 лет - то же самое, что, скажем, 75?
- Я скажу банальную вещь, но все зависит от состояния здоровья. Если здоровье за 5 лет не ухудшилось, то нет никакой разницы, 80 вам или 75. Тут многое от родителей зависит, у которых мне повезло родиться. Люди - они ведь как деревья. Семена разносит ветром, одно дерево растет долго, другое растет кривулей, быстро чахнет. Так и люди. Один человек и в 50 лет чувствует себя глубоким стариком, а другой и в 75 - молодцом. Что касается меня, то, не стану скрывать, я чувствую себя физически хуже, чем в 75 лет. Но голова у меня работает хорошо, память не подводит. Когда я снимал фильм "Андерсен", а потом "Карнавальную ночь-2", моя группа буквально стонала от того, что я помню все свои поручения, задания и строго слежу за их исполнением.
- И насколько сейчас чувствует себя дерево по имени Эльдар Рязанов?
- Когда спина не болит, чувствую себя юношей, когда болит - чувствую себя, увы, стариком. Но она болит все-таки не каждый день...
- Тем не менее, только что вы отпраздновали в кругу друзей и коллег 80-летний юбилей. Впереди маячит цифра 90...
- Вы, Леня, не замахивайтесь, это с вашей стороны нескромно, вы все-таки не Господь Бог. Тут уж как Господь распорядится, положимся на него. Но лично для себя я сформулировал секрет долголетия. Давно заметил: когда я не работаю, я скучаю, я заболеваю. И тут же наваливаются болезни, которые неизбежны в моем возрасте. Но когда я снимаю фильм, они отстают по дороге. Надо просто быть все время в работе, в движении и не давать болячкам возможности выползать на поверхность.
- Но любовь к работе - это, по вашим словам, стойкое извращение, которому вы и так отдали в жизни щедрую дань. Вам хоть иногда удается отдыхать?
- Какой там отдых... Вот сейчас, едва отойдя от юбилейного вечера, устраиваю премьеру своей картины "Карнавальная ночь-2" в киноклубе "Эльдар". К этому меня сподвиг Валентин Гафт, который, посмотрев телевизионный вариант фильма, сказал, что кино надо незамедлительно выпускать на большой экран. Я его послушался. Киновариант отличается от телеварианта, он короче на 32 минуты, так что, пользуясь случаем, приглашаю зрителей 15 ноября к нам на премьеру.
- Вы опять о работе, о творчестве, а я все-таки пытаюсь повернуть ваши мысли в сторону отдыха.
- Отдых для меня всегда заключается только в одном. После того, как я заканчиваю фильм, у меня на какое-то время наступает полное опустошение. Я в это время не езжу ни на какие экскурсии, а только лежу на спине пузом кверху, плаваю, читаю книжки и жду момент, когда в моей голове начнут проклевываться ростки нового замысла. Предупреждая ваш вопрос, скажу, что эти самые ростки во мне сейчас бурно вызревают...
- Вы отпраздновали юбилей чуть раньше дня рождения, который у вас приходится на 18 ноября. Поделитесь секретом, как будете его встречать?
- Рассказываю. Мы будем сидеть вдвоем с Эммой (жена Рязанова - киновед Эмма Абайдуллина, работает редактором на его фильмах. - Л.П.), отдыхать, немножко выпивать и смотреть программу с телевизионной версией сегодняшнего вечера по Первому каналу. Подозреваю, придется время от времени подходить к телефону, поскольку какое-то количество звонков от моих друзей все-таки последует.