ГЛАВНОЕ - НЕ БОЯТЬСЯ ВКАЛЫВАТЬ

Сразу после войны председатель артели села Верхнебыково предложил демобилизованному солдату Василию Сапрыкину стать кузнецом: мол, из-за подстреленной ноги ходить за плугом не сможешь, а в кузне, в тепле, знай стучи себе молотком. Разоренное хозяйство без кузнеца не поднять - гвоздь купить негде, бороны ни одной не осталось.

И вот уже 60 из своих 80 Василий Иванович стоит у горящего горна. Он и сейчас рослый, сильный, остроглазый, любящий шутку. Зимой охотится с ружьишком на зайцев, отмеряя по холмам и буеракам многие километры. Вместе с женой Пелагеей Ивановной обрабатывают огород, держат корову. Сено сам заготавливает - летом косит по оврагам и возит домой в прицепе к "Ниве".
Назвать Сапрыкина стариком - язык не повернется. Обращаются к нему обычно по имени-отчеству или просто зовут Кузнецом. Именно с большой буквы. На "теплое место" у горна пока претендентов нет, хотя председатель местного СПК "Большевик" Алексей Демьянович Нефедов не раз направлял ему учеников. Но те, посмотрев, как Сапрыкин каждое утро в 7.30 уже зажигает горн, а летом дотемна не выходит из кузницы (на полевых работах техника без конца ломается), долго не удерживаются. Деревенские хозяйки тоже знают дорогу к кузнице: кому новую тяпку сделать, кому - задвижку на дверь. В округе кузнецов больше нет, вывелись. Нынешние управляющие агрохолдингами считают их анахронизмом.
Когда крестьяне, забирая свои заказы, говорят кузнецу, что не представляют, как будут жить без него, он в ответ улыбается: "Да я до ста лет еще поработаю". А секрет долголетия, по его словам, один - не бояться труда.