Нет сомнений, что перемены в газовой сфере нужны. Но какие? Как они должны происходить? С чего их начинать? У участников форума не было единого мнения на этот счет. Между тем ситуация, сложившаяся в отрасли, подводит к мысли, что начинать надо с ценовой политики.
Мы долго гордились дешевым газом. Теперь начинаем этого стыдиться. Причина проста: "ДЕШЕВЫЙ ГАЗ РАЗВРАТИЛ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ".
Это подчеркнул в своем выступлении заместитель председателя Федеральной энергетической комиссии Олег Жилин. Низкие газовые тарифы тормозят промышленный прогресс. Например, сейчас мало кто занимается внедрением новых технологий использования угля и мазута, предпочитая переводить котельные и электростанции на газ. "Газовая удавка" все туже затягивается на шее угольной отрасли: потребители отказываются от твердого топлива, а рентабельность большинства шахт приближается к нулю. "Газовая пауза" законсервировала отечественную энергетику на уровне 70-х годов прошлого века.
Но главное, низкие цены тяжелым бременем легли на плечи производителей газа. Угроза газового дефицита в России сохраняется.
Урегулирование ценового вопроса, доведение стоимости газа до справедливого уровня, освобождение газовой отрасли от "социальной функции" - одно из основных условий либерализации внутреннего рынка.
Председатель думского подкомитета по газу Валерий Язев считает, что "ОТ ЕДИНЫХ ТАРИФОВ НАДО ПЕРЕХОДИТЬ К МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ".
Первый уровень оплаты, минимальный, должен сохраняться для жилищно-коммунального хозяйства, оборонных предприятий и ряда "социальных потребителей". Вторую группу составляют предприятия энергетики. Третью - промышленные предприятия. Четвертый уровень - это сектор свободных рыночных цен, который будет расширяться. Рост конкурентного сегмента повлечет сокращение "лимитного газа", продаваемого по низким "фэковским" ценам.
Либерализация российского рынка, подчеркнул В. Язев, должна проводиться по принципу "не навреди". В одночасье "отпускать" цены вряд ли разумно: отечественная экономика может этого не выдержать. Идти на поводу у Европейского союза, требующего привести внутренние цены на газ в соответствие с экспортными, тоже не стоит.
Разное понимание задач либерализации в России и в Европе порождает множество дискуссий по этому поводу. Известно, что конечная цель либерализации европейского рынка газа - снизить цены для конечных потребителей, в России - "СОЗДАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА".
Заместитель министра Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов полагает, что для этого необходимо разработать определенные правила поведения на нерегулируемом секторе рынка, развивать систему страхования, а главное - предоставить свободу покупателю в выборе продавца. Не секрет, что самым привлекательным продавцом для любого покупателя остается Газпром: его продукция качественнее и дешевле, чем у большинства независимых производителей, которые настаивают на том, чтобы им не только предоставили свободный доступ к магистралям Газпрома, но и разрешили вести экспортную деятельность.
Комиссия ЕС приветствует такой подход, понимая, что на зарубежных рынках многочисленные российские экспортеры начнут конкурировать между собой, а это неизменно собьет цену. Российской стороне с этим трудно согласиться. По мнению заместителя председателя думского Комитета по энергетике, транспорту и связи Максима Коробова, необходимо проводить единую экспортную политику в газовой отрасли, а статус государственного координатора экспорта газа должен быть закреплен за дочерним предприятием Газпрома - Газэкспортом.
Газпром - основной экспортер российского газа на европейский рынок. По словам члена правления этой крупнейшей компании Владимира Резуненко до 2010 года концерн увеличит поставки по долгосрочным контрактам и межправительственным соглашениям на 20 процентов, не ущемляя интересов российских потребителей. Либерализация рынка, стабильность налогового режима, законодательное обеспечение всех процессов должны создать благоприятные условия для привлечения инвесторов и эффективного развития отрасли.