Ивана Лукьянова хоронили прохладным, но очень солнечным осенним днем. В церкви на отпевании
Ивана Лукьянова хоронили прохладным, но очень солнечным осенним днем. В церкви на отпевании собрались люди, которых в нашем футболе знают в лицо - Барашков, Казаков, Филиппов, Хусаинов... Известные арбитры пришли проститься со своим коллегой. Иван Лукьянов даже среди профессионалов стоял в особом ряду. И не только потому, что умело держал нити игры в руках, отличался справедливостью, но и потому, что вне футбольного поля не лебезил перед чиновниками, был верен своему жесткому характеру и не лез за словом, когда надо было дать сдачи оппонентам. Может, потому и на нашлось ему теплого местечка в футбольных инстанциях после судейской карьеры.
Среди тех, кто знал многие годы Ивана Ивановича, был и Марк Михайлович Рафалов. Тоже известный в прошлом рефери, освоивший уже в зрелом возрасте писательскую стезю. Последняя его книжка называется "Поклонимся великим мастерам... ". Вышла она совсем недавно и наверняка быстро исчезнет с прилавков. Потому, что уникальна - автор написал о знаменитых футболистах, тренерах, судьях, журналистах, похороненных на московских кладбищах. Им была проделана поистине гигантская работа, ибо пришлось много покопаться в архивах, разыскивать родственников умерших, плутать среди надгробий, отыскивая на них известные футбольному миру имена.
Самую большую и звездную "команду" приняло на вечный покой Ваганьковское кладбище. Здесь похоронены Анатолий Акимов, Николай Дементьев, Константин Есенин, Игорь Нетто, братья Старостины - Александр, Андрей, Николай, Петр, Эдуард Стрельцов, Игорь Численко, Михаил Якушин, Лев Яшин... Могилы Бориса Аркадьева и Гавриила Качалина на Востряковском кладбище, Всеволода Боброва и Альберта Шестернева - на Кунцевском, Георгия Глазкова и Михаила Товаровского - на Донском... О каждом из них Марк Рафалов нашел точные и добрые слова. Наверное, потому, что многих своих героев он знал лично. Ну а мы, отмечая автора, должны добрые слова сказать и в адрес председателя Московской коллегии судей Юрия Авдеева и арбитра, издателя Владислава Орлова, которые помогли появиться в свет грустной, но очень светлой книжке о людях футбола.