СИЛА ПАРТНЕРСТВА НЕ В БОЕГОЛОВКАХ, А В ДОВЕРИИ

Россия и Америка стремительно "утесняют" отношения, многое делают для образования единого фронта перед угрозами XXI века, а для этого окончательно зарывают в землю топор "холодной войны" и торжественно объявляют о совместном строительстве качественно новых "партнерских отношений на долгосрочной основе". Принятые на себя двумя странами моральные обязательства стать партнерами не на словах, а на деле, к тому же подкрепленные рядом документов, - это и есть тот "судьбоносный" итог первого официального визита в США президента России Владимира Путина.

Ни одна из сторон отныне не рассматривает другую ни в качестве противника, ни в качестве источника угрозы. И тем самым они преодолели наследие "холодной войны", говорится в совместном заявлении двух президентов "О новых отношениях между Россией и США".
Правда, остался в подвешенном состоянии Договор по ПРО, не позволяющий американскому бизнесу и военным разворачивать высокотехнологичную систему противоракетной обороны нового поколения. Буш считает договор от 1972 года безнадежно устаревшим. Действительно, ему уже три десятка лет, и за это время многое изменилось в мире. Может, не стоит нам за него держаться? Министр иностранных дел Игорь Иванов, отвечая на этот вопрос, сказал корреспонденту "Труда": "Надо прежде всего определить, что в нем устарело. Мы считаем, что этот договор не устарел". И далее заметил, что "Устав ООН - еще старее, но работает, причем эффективно". Впрочем, договорились, что консультации "в широких рамках" продолжатся.
Зато здесь, в Вашингтоне, оба лидера сделали реальный шаг к демонтажу ядерных арсеналов. Владимир Путин заявил о готовности по меньшей мере в три раза сократить российские стратегические наступательные вооружения. Для справки: у США примерно 7 тысяч стратегических ядерных боезарядов, у России - примерно 6 тысяч. В ходе сопоставления политической воли к разоружению выяснилось, что американцы в принципе согласны урезать свой арсенал до 1700-2200 боеголовок, а россияне - до 1500. Что и было "принято за основу" для дальнейших переговоров на уровне экспертов.
Различие в подходах проявилось в том, что администрация Буша пока не готова зафиксировать эту договоренность на бумаге. В то время как команда Путина, разъяснил Игорь Иванов, полагает, что партнерские отношения "всегда будут более прочны, если опираются на договорную основу". Ясно, что Путин не желает, так сказать, мостить дорогу в исторический тупик добрыми намерениями. Недаром президент, обращаясь к американским политикам, счел нужным подчеркнуть: "К сожалению, мир еще далек от того, чтобы международные отношения строились исключительно на доверии"...
Весьма продуктивными могут оказаться и "рабочие встречи", проведенные Путиным в нашем посольстве, в частности, с Ли Реймоном, председателем совета директоров крупнейшей нефтяной компании "Экссон-Мобил". Эта компания, входящая в нефтяную бизнес-элиту, собирается вложить в нефтедобычу на Сахалинском шельфе для начала четыре, а в дальнейшем - 13 миллиардов долларов. Столь масштабные инвестиции, сказал Ли Реймон, продиктованы не сиюминутной корыстью, а рассчитаны на долгосрочную перспективу. Это означает, что компания верит в стабильность России - "политическую, экономическую и юридическую".
На переговорах, а также на встрече с руководителями еврейских организаций Америки шла речь об отмене поправки Джексона - Вэника, которая увязывает предоставление нашей стране статуса наибольшего благоприятствования в торговле со свободой выезда евреев из Советского Союза, а ныне России. Поскольку эта проблема уже лет десять как утратила актуальность, есть все шансы, что в конгрессе США решатся отменить эту поправку. По крайней мере, сигналы, поступающие из администрации Буша, говорят именно о таком исходе.
Еще более важной констатацией того, что Россия - "одна из нас", стали две знаковые фразы в совместном заявлении. Первая - о дальнейшей "интеграции России в мировую экономику", что поможет ей "реализовать свой экономический потенциал". В этом контексте обещана, по сути, поддержка США вступлению России во Всемирную торговую организацию (хотя вызывает вопрос одна деталь - присоединение к ВТО "на стандартных условиях"). И вторая - в новом столетии России предстоит "сыграть роль двигателя мирового развития и центра новаторского мышления".
Итак, сбываются оптимистические прогнозы в отношении первого российско-американского саммита. Поворот к сближению двух держав, как признают все аналитики, внимательно наблюдающие за ходом саммита, имеет точкой отсчета 11 сентября, когда Америка потеряла иллюзию собственной неуязвимости, ощутила недостаток в союзниках, а следом за этим перестала недооценивать Россию - в ее новом обличии, но с немалым и востребованным опытом. Как подчеркнул Владимир Путин, "у России есть уникальный исторический опыт - на протяжении столетий гармоничного сосуществования христианской и исламской культур, которые дополняют друг друга". Новое видение места и роли России в новом раскладе сил в мире привело к появлению в совместном заявлении двух президентов перечисления того, что в сумме именуется "общим врагом". Это "терроризм, распространение оружия массового уничтожения, агрессивный национализм, этническая и религиозная нетерпимость, региональная нестабильность".
Готовность биться до победного конца с этими "вызовами" третьего тысячелетия - да, это очень важно. Но тут требуется и координация действий всего мирового сообщества, что достижимо, по мнению Путина, только в рамках Организации Объединенных Наций, и соответствующий юридический инструментарий. Как подчеркнул наш президент, Россия предлагает ускорить разработку и принятие всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом и международной конвенции о борьбе с ядерным терроризмом. Тогда в противовес "террористическому интернационалу" появится "интернационал права и законности".
...Тем временем Людмила Путина вместе с Лорой Буш посетила библиотеку конгресса - ее экскурсоводом был директор этого величайшего в мире книгохранилища и один из крупнейших знатоков российской культуры и истории Джеймс Биллингтон. Позднее супруга президента встретилась с известными языковедами-русистами в резиденции российского посла в Вашингтоне.
В среду на техасском ранчо Джорджа Буша переговоры продолжились. Кстати, Владимир Путин - первый, а значит, пока единственный из глав иностранных государств, кто был допущен в эту святая святых. Президент России также выступил в Университете Райса перед представителями академических и деловых кругов юга Америки. Общий фон визита, отмечают обозреватели, по-прежнему сохраняет свою мажорно-победную тональность.
А накануне на вечернем приеме в российском посольстве пришли послушать нашего президента политические деятели, общественная, деловая элита Америки, а также знаменитые наши соотечественники, живущие или работающие в США. Отмечу один штрих: скульптор Эрнст Неизвестный, писатель Василий Аксенов, художник Михаил Шемякин, академик Роальд Сагдеев, естественно, не сговариваясь, сказали корреспонденту "Труда", что они присутствуют при знаменательном событии. Помимо содержания речи, они высоко оценили, кстати, и литературный язык, и манеру общения. Но главное, по их мнению, - президент России за очень короткое время стал крупным политическим лидером, которого внимательно слушают и в России, и в Америке, и в мире.