Три сестры ошибались в маршруте

Творческий человек может состояться не только в Москве, но и в российской глубинке

Давно проторенный исход из российской провинции в столицу — беда и для первой, и для второй. Можно ли остановить это стихийное бедствие? Почему споткнулся так широко и бурно разрекламированный эксперимент по превращению Перми в европейский культурный центр? Чем отличается от него эксперимент в Пензе? Можно ли его распространить на другие города России? Ответы на эти вопросы искали участники III Гуманитарного форума «Поиск провинции. Собрание постиндустриальных практик», состоявшегося на днях в Пензе.

О суетности и трудностях столичной жизни знают все во всей России. И чуть ли не во всей России Москву ругают на чем свет стоит, москвичей клянут или смотрят на них с подозрением... Но все равно, будто загипнотизированные криком чеховской героини из «Трех сестер», в Москву устремляются строить жизнь и карьеру, добиваться успеха на выбранном поприще. Немногим — везет, большинству приходится сойти с дистанции, «заземлить» амбиции, но и они все равно домой, как правило, не возвращаются и правды о своих мытарствах землякам не рассказывают. Напротив, из последних сил держат хорошую мину при плохой игре: «Зато я в Москве!»

Мир цивилизованный давно в эти игры не играет, потому что живет в иной системе координат, размеченной не как «столица — провинция», а как «центр — точки притяжения». Причем силу притяжения в не центральном населенном пункте создают сами жители, делая собственную жизнь не серой, не банальной, не скучной — и в результате интересной не только им самим, но и гостям города. Средства для местных инициатив изыскиваются на месте же, а не путем занятия очереди за скудной бюджетной пайкой. Никому в голову не придет считать Верону, Делфт или Грас захолустьем, из которого надо непременно бежать в Рим, Амстердам или Париж...

Вот и в Пензу люди приехали не воздушные замки строить, а демонстрировать свои успешно работающие проекты. Воплощенные идеи интересны и многообразны. Любовь Левина создавала в Ульяновске «Клуб деловых старух» для тех, кто и в «третьем возрасте» хочет жить и себе на радость, и близким не в напряг. Денис Притчин собрал молодых вологодских архитекторов в проекте «Активация», чтобы деревянное зодчество перестало быть лишь пыльной музейной диковинкой. Алексей Михайлов привез из Москвы целый кейс проектов по социализации детдомовцев. И сама Пенза была представлена весьма достойно: в числе наиболее показательных примеров — молодежная медиастудия «Спектр» Ирины Дулениной и скульптурный парк «Легенда» Константина Волкова. Это лишь весьма показательные точки, примеры реализованных идей. А сколько их еще витало в атмосфере форума!

Подчеркнем однако, что все эти проекты — инициатива снизу, реализованная благодаря поддержке местного населения. В контексте реанимации провинции любая инициатива сверху выглядит заведомо провальной. Так называемая «пермская культурная революция» захлебнулась не только по финансовым и геополитическим причинам, но и потому — и об этом на форуме говорили сами пермяки, — что это был проект одного человека, не нашедший неподдельного интереса у рядовых жителей, не принадлежащих к местной культурно-художественной тусовке.

Поиск провинции — не удел высоколобых технологов, а кропотливая работа самих провинциалов, которые вдруг осознали, что таковыми быть не хотят. Идею преобразования внутренней установки человека в той или иной форме высказывали многие участники форума. Форум (он проводится уже в третий раз) затевали не ради простого копирования эффективных методик, а чтобы постепенно пояснить для себя, каким именно городом хочет быть Пенза. Местом, где интересно делать карьеру или удобно жить? Строить предприятия, новое жилье и дорожные развязки или сохранять исторический центр и развивать туризм? Сочетать все вместе? Каким образом и какой ценой? На все эти вопросы трудно найти однозначные ответы, но это не означает, что поиск нужно прекратить.

Голоса

Геннадий Дадамян, профессор ГИТИСа

— Провинция — ментальный образ, давно существующий в наших головах, который большинство из нас просто ленится менять. Большинство россиян по привычке делит страну на столицу и провинцию по географическому принципу, но реальность такова, что деление это не на карте и даже не в кошельках, а в головах.

Александр Прошкин, кинорежиссер

— Люди едут в Москву в поисках социальных лифтов, которых нет в провинции. Но их и в столице сейчас нет. Потому-то наши провинциалы энергично борются за место под солнцем за рубежами отечества и нередко его обретают. И упреками в отсутствии патриотизма их на родину не вернешь. Патриотизм сегодня воспринимается как нечто казенно-служебное, а чувство Родины надо взращивать с младых ногтей, долго и терпеливо.

Илья Стечкин, журналист

— Главная наша беда — неспособность к самоорганизации. Мы привыкли ждать «доброго царя», который появится невесть откуда, наведет порядок и будет всем счастье. Нашему человеку, если живет он в регионе более-менее стабильном, легче свернуть свои потребности, чем начать решительные действия по изменению сложившейся ситуации что в пределах своего двора или дома, что в масштабах города.

Василий Бочкарев, губернатор Пензенской области

— Мы — промышленный регион. Мало кто знает, что именно здесь была разработана и изготовлена первая советская ЭВМ. Сегодня мы активно создаем новые производства, в том числе и такие, где работникам платят не меньше, чем в столице. Но проблема оттока населения для нас остается очень актуальной. Москва, до которой всего 600 км — главный «пылесос», который затягивает не только деньгами, карьерой, но и досугом. Мы не сдаемся. Недавно открыли новую областную библиотеку, самую современную в Поволжье. Провели реконструкцию нескольких уникальных музеев увеличили выставочные площади картинной галереи. После пожара за полтора года заново отстроили драматический театр. Визитной карточкой региона стали музеи наших выдающихся земляков: Александра Ивановича Куприна, Виссариона Григорьевича Белинского (из наших краев родом его предки), Михаила Юрьевича Лермонтова. Есть у нас и филармония, и органный зал, и киноконцертный зал на 1600 мест, в ближайшем будущем сдадим настоящий «дворец искусств» — Центр культуры и досуга. Могу продолжить, но вывод таков — высокоразвитая экономика стоит на фундаменте культуры, и те регионы, где это понимают, рано или поздно окажутся в выигрыше.