ЛЮДИ БОМБЫ

В понедельник Первыйканал начнет показ документального сериала "Братство бомбы". В центре его повествования история создания атомного оружия. Первая из семи серий охватит период с начала ХХ векадо начала второй мировой войны. О новом проекте рассказывает его автор, известный телеведущийЛев НИКОЛАЕВ.

- Скажите, как появилась идея сделать фильм на эту тему? Ведь, кажется, столько всего уже сказано.
- Действительно, вопрос правомерен. О создании атомной бомбы в разных странах написаны тома, сделаны сотни программ, сняты десятки фильмов. Но мы пересмотрели все эти фильмы и пришли к выводу, что каждый из них отражает всего лишь некую определенную цепочку событий. А ведь работы по созданию атомной бомбы велись в нескольких странах одновременно, с ними были связаны судьбы многих людей, им сопутствовали события поразительного драматического накала. Гениальные умы, шпионские страсти, личные драмы, политические потрясения, катастрофы - все это было в истории смертоносного оружия. И мы поставили перед собой задачу все это рассмотреть в совокупности и таким образом "закрыть тему". И едва начав работать, поняли, что не ошиблись. Мы обнаружили массу неизвестных подробностей, а также фактов, на которые прежде мало кто обращал внимание, но которые на самом деле были судьбоносными. Более того, поначалу мы пошли по традиционному пути, связанному с хронологией событий. Но так получилось, что на передний план все больше и больше стали выходить конкретные люди, и мы перекроили сценарий.
- Почему фильм о самом смертоносном оружии в истории человечества называется "Братство бомбы"?
- Потому что у ученых, которые первыми пытались проникнуть в глубь материи и научиться извлекать из нее энергию, было самое настоящее братство. Это уже позже, когда результатами их открытий заинтересовались военные, ситуация изменилась. Впрочем, не случайно существует поговорка: чем бы ученый ни занимался, все равно получается оружие.
- Где проходили съемки?
- Во всех тех странах, где велись подобные работы. В местах реальных событий.
- Но ведь это, как правило, секретные объекты!
- Мы всюду встречали понимание и везде получали допуск. И в Америке, и во Франции, и в Германии, и в других странах. Кстати, труднее всего было получить допуск на родине.
- Ваш фильм - документалистика в чистом виде?
- Нет, у нас будут реконструкции. С экрана будут звучать голоса Бора, Резерфорда, Курчатова и многих других ученых. Но такими сценами мы не злоупотребляем. Дело в том, что девятый вал реконструкций, то есть сцен, где исторических личностей играют актеры, связан, как правило, с тем, что документы все уже исчерпаны. У нас же нового документального материала было предостаточно.