Еще четыре года назад Александр Рявкин не задумывался о фонде. Вместе с братом он открыл в Екатеринбурге собственную медицинскую корпорацию и наладил производство уникального оборудования. Приборы, сконструированные и производимые корпорацией, воздействовали на биологически активные точки и зоны электромагнитными импульсами. По своим параметрам они напоминали те, что вырабатывает организм здорового человека. При лечении "эталонные" импульсы как бы "настраивали" организм больного и давали мощный терапевтический эффект. Оказалось, такая методика подходила для подготовки и последующей реабилитации сотрудников специальных подразделений, прошедших "горячие точки". За четыре года через медицинский центр Рявкина прошло около 2000 боевых офицеров. После курса лечения "афганский синдром" - бессонница, депрессия, потеря аппетита, нежелание жить - понемногу отступал. И Рявкин решил: нужно что-то делать, чтобы таких парней было меньше. Так возникла идея создания фонда.
Начинали с малого: в трех уральских городах - Екатеринбурге, Челябинске и Кургане - организовали телефоны и пейджеры доверия. По ним можно позвонить и заявить об оставленной без присмотра сумке, брошенном на парковке автомобиле, подозрительных гражданах. Каждый такой сигнал "отрабатывал" оператор: он звонил не только в милицию, но и по нескольким "закрытым" телефонам, включая городское и областное управления миграции, ФСБ, иные специальные службы. Это гарантировало, что от информации не отмахнется участковый или дежурный по местному отделению. Следующим шагом фонда стало проведение тренингов для руководителей местных администраций, предприятий и общественных организаций.
- В каждом населенном пункте есть антитеррористический штаб при администрации. Но беда в том, что люди, входящие в него, зачастую не знают, как вести себя в экстремальной ситуации, - рассказывает Александр Рявкин. - Никакие инструкции, изложенные на бумаге, делу не помогут: нужны регулярные тренинги и учения. Только так можно выработать стереотип поведения при ЧС. Мы совместно с нашими партнерами организуем различные учебные ситуации. Например, штаб должен наладить взаимодействие множества структур - ФСБ, МВД, ГО и ЧС, медиков, местной администрации - при угрозе минирования железнодорожного вокзала или террористической атаки на крупный промышленный объект: правильно расставить технику, развернуть эвакуационные пункты, подготовить койко-места в больницах, организовать подвоз продовольствия и раздачу теплых вещей... Это напоминает учения по гражданской обороне, которые проводились в советское время, но по более сложным и комплексным программам.
Такие учения уже прошли в Каменске-Уральском. Интерес к ним проявляют в администрациях Ставропольского и Краснодарского краев. Готовится открытие отделения фонда и в регионах Северного Кавказа.
- В ноябре в Пензе мы проведем курсы специальной подготовки для подразделений МВД, войскового спецназа и других специальных подразделений, - делится планами Александр Рявкин. - Отдельная программа повышения квалификации предусмотрена для представителей частных охранных предприятий и корпоративных служб безопасности. В заключение - турнир по боевым единоборствам, посвященный памяти погибших сотрудников правоохранительных органов под лозунгом "Спорт против терроризма". А потом отправимся в Екатеринбург: там пройдут учения по программе антитеррористической подготовки для территориальных органов власти, представителей партий и общественных организаций. Будем моделировать различные ситуации и разбираться, как грамотно действовать в них... События в Беслане показали: мы, к сожалению, не научились извлекать уроки из прошлого. (Например, достаточно вспомнить, что при взрыве трибуны в Грозном взрывчатка также закладывалась во время ремонта). Чтобы свести угрозу терактов к минимуму, нужен серьезный общественный контроль, нужно учить граждан жить в условиях террористической угрозы и постоянной готовности к ней. В этом, по моему глубокому убеждению, и заключается наша работа.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Иосиф ЛИНДЕР, президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации:
- Подобные фонды, действительно реализующие программы противодействия терроризму на уровне широких социальных слоев общества, крайне востребованы в нынешней обстановке. Мы, со своей стороны, всячески поддерживаем такие организации. Опыт, накопленный МКТА, позволяет предложить эффективные методики и специальные программы, способные реально повысить степень защищенности общества. В этом наши гражданские и профессиональные позиции полностью совпадают.