СВОИ И ЧУЖИЕ

Цены на бензин в России неоправданно высоки - об этом, чтоб мы не сомневались, заявил в телеэфире вице-премьер Александр Жуков. Среди основных причин он назвал сговор нефтяных компаний. Правительство готовит решение, согласно которому антимонопольные органы смогут в десять раз увеличить размеры штрафа за такие действия.

Но остановит ли это "нефтяных баронов"? Ведь доказать факт корпоративного сговора очень трудно, особенно в условиях высокой монополизации рынка. Между тем за последние месяцы стоимость бензина выросла больше чем на 20 процентов, спровоцировав тем самым и рост инфляции: в июле - августе ее темпы были самыми высокими за последние четыре года.
По мнению экспертов, некоторая стабилизация на топливном рынке ожидается зимой. В это время обычно снижается потребление нефтепродуктов, уменьшаются объемы экспорта. Впрочем, заместитель министра экономического развития РФ Андрей Шаронов прогнозировал понижение бензиновых цен еще с 1 октября, однако этого не произошло. Практика показывает: при высоких мировых ценах на "черное золото" российские производители больше сырья экспортируют, при низких - начинают наращивать нефтепереработку. В целом же российская "нефтянка" сориентирована на экспорт: 60 процентов "черного золота" продается за кордон, 40 - на внутреннем рынке. Это соотношение при благоприятной конъюнктуре может и дальше изменяться в сторону повышения экспортной составляющей, поскольку внутренняя цена существенно ниже.
Однако есть немало способов повышения доходов и на территории России. Как пояснили "Труду" в Московской топливной ассоциации, нефтяные компании имеют хорошую прибыль при поставках сырья на нефтеперерабатывающие заводы. На собственные НПЗ нефть идет по либеральным ценам, излишки же продают другим перерабатывающим предприятиям, подчас вдвое дороже. Себестоимость нефтепродуктов на "своих" и "чужих" НПЗ сильно отличается, а конечная цена на бензин, как правило, устанавливается одинаковая.
Проследить процесс ценообразования практически невозможно, поскольку наш рынок не прозрачен. Если ситуация складывается не так, как хотелось бы компаниям, они тут же создают искусственный дефицит на рынке нефтепродуктов, провоцируя очередной виток цен. Чтобы коренным образом изменить положение, надо на деле заняться демонополизацией рынка. Это очень трудно, но вполне возможно, если, конечно, у правительства хватит воли и терпения.
В нынешнем году отечественные нефтяники планируют увеличить добычу на 30 миллионов тонн и довести ее до 450 миллионов тонн. Тем не менее эксперты предрекают новый ценовой скачок, который произойдет весной. По предварительным оценкам, в апреле - мае литр АИ-95 будет стоить 20 рублей.
МЕЖДУ ТЕМ
Двойного рекорда достигла цена нефти на Нью-Йоркской товарной бирже: в понедельник и среду баррель "черного золота" стоил 53,14 доллара, что на 1,3 доллара выше, чем на вторничных торгах.
Рост мировых цен эксперты объясняют сообщениями о дефиците мазута в преддверии отопительного сезона в США, Западной Европе и Азии. По их мнению, тенденция к повышению будет сохраняться и к концу нынешнего года цена подойдет к отметке 60 долларов за баррель.
За последний год цены на нефть в Нью-Йорке уже выросли на 80 процентов. Так что прошлогодний прогноз японских специалистов, что баррель нефти в ближайшие годы будет стоить 80 долларов, уже не кажется абсурдным.