НА ХОЛМЫ ГРУЗИИ ЛЕГЛА НОЧНАЯ МГЛА

Какая благодать - сменить за три часа московские дождевые 0 градусов на тбилисские "бархатные" 28! Солнце, зелень, голубое небо - чего еще желать накануне футбольного матча? Идиллия: разваленная, голодная страна.

... Но вот обратил внимание, что машин на улицах Тбилиси маловато. Сумасшедшие даже по московским меркам цены на бензин - литр 92-го стоит около 17 рублей - "прикололи" большинство авто. Автобусы и такси двигаются по городу со странными на крыше железяками, похожими на снаряды: на газе ездить дешевле, объяснили нам, но и он не всем по карману.
Энергетический кризис столицы еще нагляднее обнаружился, когда стало темнеть. Освещенными (более или менее) оказались улицы в центре, за пару километров от него жутковатая мгла. "Как же тут ходят?" - поинтересовались мы у провожатых. "А здесь стараются домой пораньше прийти, - объяснили нам. - И вам держаться лучше на виду и поодиночке не ходить".
"Экстремалов" среди нас не было, а вот соглядатаев рядом хватало - их, людей по виду гражданских, выдавали могучие спортивные фигуры да торчавшие сзади под рубашкой кобуры пистолетов. Было, конечно, кого оберегать в нашей делегации от общества "Спортивная Россия" - несколько депутатов Госдумы, а сколько знаменитостей - "звезды" советского баскетбола Тараканов и Петраков, космонавт Анатолий Соловьев, артист Лановой, теннисный тренер Тарпищев, борец Мамиашвили. А возглавлял мощную бригаду болельщиков, приехавших поддержать в Тбилиси сборную России, министр спорта, председатель общества "Спортивная Россия" Вячеслав Фетисов. Кроме "боления", программа нашего пребывания включала встречу в грузинском Госкомспорте, пресс-конференции, футбольный и теннисный, (разумеется, товарищеские) матчи, возложение цветов к памятнику славным грузинским футболистам Кипиани и Дараселия, ну и, естественно, знаменитые, с песнями, щедрыми закусками и вином застолья.
Такими бы, наверное, и запомнились нам эти 48 часов - полными доброжелательности и хороших встреч... Если бы не главное "блюдо", ради которого, собственно, и приезжали - матч сборных Грузии и России в рамках отборочного турнира чемпионата Европы.
Настроение перед ним у сборных было разным. Наша команда стартовала в турнире уверенной победой на своем поле над ирландцами - 4:2. Соперники потерпели крушение в Швейцарии - 1:4. В стане российской сборной царили единство и приподнятое настроение - дипломат и тактик Валерий Газзаев сумел объединить ребят, вдохнул в них уверенность. В грузинской команде царил, похоже, разброд. Александр Чивадзе вынужден был после матча в Швейцарии вывести из состава сразу нескольких опытных игроков. Но именно потому грузинская сборная была особенно опасна: в случае поражения команда теряла, по сути, надежды на выход в финал европейского чемпионата. Так что на эту игру особо настраивать игроков тренерам не приходилось. Да и фон (в свете политических размолвок наших стран) "напрягал". Честно говоря, многие из нашей делегации с некоторой озабоченностью ехали в страну, которую вдруг стали называть чуть ли не пристанищем чеченских террористов. Однако ни чеченцев, ни провокаций, ни косых взглядов лично я не видел. Наоборот, где бы ни бывал - на рынках, в барах, магазинах, - чувствовал к себе внимание. Расспрашивали о Москве - большинство там бывало в последний раз еще в "те времена", лет 12-15 назад. Охотно обсуждали футбольную тему, веря в победу своей сборной. Но и без политики не обходилось. Официант ресторана, выходец из Абхазии, поведал с грустью: "От прежней Грузии остались только горы, воздух да солнце. Даже Тбилиси живет бедно. А село в настоящей нищете. Какой уж тут футбол".
Какой футбол в Грузии, стало ясно в предшествовавшем матче молодежных сборных. Наши ребята переиграли сверстников, что называется, влегкую, забив три безответных мяча. Особенно хорош был самарец Антон Бобер, отметившийся голом и прекрасно разводивший форвардов по ударным позициям. А вот грузинские футболисты удивили не столько безволием, сколько потерей фирменного футбола - в команде не оказалось ни одного по-настоящему техничного игрока. Нам объяснили почему: раньше детские и юношеские команды были в каждом поселке, сейчас и в городах собирают с трудом - мячей нет, формы нет, денег для поездок на соревнования тоже нет. Откуда же тогда новые Метревели и Месхи, Хурцилавы и Дзодзуашвили возьмутся?
Билеты на главный матч по грузинским меркам стоили бешеных денег - до 30 долларов за штуку. Но все - дорогие и дешевые - выкупили. Пойти на игру было престижно. 27-тысячный стадион-красавец у подножия лесистых гор начал заполняться часа за два до начала игры, а когда команды вышли на поле, был забит под завязку. Я устроился в компании старых приятелей, когда-то мальчишек, выступавших в Детской лиге, а сегодня игроков молодежной сборной - Бобра, Колодина, Кудряшова, Лебеденко, Рогочего. Наша делегация разместилась чуть выше, вооружившись флагами и плакатами. Среди примкнувших к ним заметил бывшего вратаря сборной Союза Анзора Кавазашвили. "За кого болеешь, Анзорик?" - кричали ему местные болельщики. "Можете меня ругать, можете бить, но за Россию, она наш гость", - отвечал по русски Кавазашвили. "Молодец, какой молодец!" - неслось в ответ. Обстановка на стадионе была в целом располагающая. Игра, хоть и натужная, малопривлекательная в зрелищном плане, все-таки держала своим внутренним напряжением. Чем бы завершилась она, не берусь предсказывать, но, вне сомнения, легкая победа нашей сборной не прогнозировалась...
Свет погас минут за пять до конца первого тайма. Зажегся быстро, чтобы погаснуть вместе со свистком на перерыв. Стадион погрузился в темноту. Не скрою, стало тревожно. А вдруг и впрямь будет провокация, о чем талдычили еще в Москве? Вокруг не видно ничего. На трибунах вспыхивают сотни факелов - поджигают газеты. Ослепляют то и дело лампы телекамер и фотоаппаратов. Минут через 15-20 газеты сожжены, операторы экономят батареи - на стадионе полнейшая темень. Но глаза быстро к ней привыкают, и мы отмечаем то, что не могли бы иначе видеть, - потрясающе красивое звездное небо на фоне гор. Вдруг вспомнился Пушкин: "На холмах Грузии лежит ночная мгла... " Кто-то трогает меня за плечо, оборачиваюсь. "Вы бы за сумочкой своей проследили, - это милиционер, - а то всякое у нас нынче может быть". " В России тоже случается", - отвечаю я, но сумку все-таки, перекладываю на колени. Проходит еще минут 15, стадион гудит, топает ногами, требуя света. Но мачты по-прежнему окутаны темнотой. "А в правительственной ложе электричество" - замечает кто-то.
"Да не было его там, - расскажет после депутат Госдумы Иван Стариков, невесть каким образом прорвавшийся в ложу, где сидели все руководство Грузии и приехавший специально на матч председатель Совета Федерации Сергей Миронов. "Не поверите, - удивлялся Стариков, - штук пять кордонов прошел, и нигде даже документов не спросили". "Может, депутатский значок видели?" - сделал кто-то предположение. "Да не надевал я его". "А знаете, сколько сегодня охранников было у Шеварднадзе? - спросил космонавт Соловьев. - Я читал - 2 тысячи!".
Так и не дождавшись объявления по стадиону, зрители стали покидать трибуны. Наш российский островок держался еще долго, пока не последовала команда спускаться вниз, к раздевалкам сборной. Игроков уже не было. Президент РФС Вячеслав Колосков устало отвечал на один и тот же вопрос по поводу судьбы недоигранного матча: "Есть регламент УЕФА, согласно ему матч должен быть переигран сначала.. Точная дата определится позже".
Вечером в ресторане фешенебельной гостиницы "Мариотт" пышный официальный ужин. Полно знаменитостей, круговерть тостов, винные реки, искренние слова. Честно говоря, подниматься из-за стола далеко за полночь, чтобы ехать в аэропорт, не хотелось. Как не хотелось верить в только что раздавшийся телефонный звонок из Москвы - РИА "Новости" передало о том, что автобус сборной России был заброшен камнями. Как оказалось, инцидент имел место. Горстка хулиганов, какие, увы, есть и в Москве таким образом решила выместить злобу за сорванный (не по вине, правда, россиян) матч. Да и на высшем уровне разборки начались сразу по горячим следам. Очевидцы утверждают, что сначала свой гнев Шеварднадзе обрушил на министра энергетики, а когда выяснилось, что приключилось что-то с кабелем на стадионе, все стали разыскивать его директора. Но тот, смекнув, чем может дело обернуться "под горячую руку", куда-то исчез.
Матч, начавшийся как праздник. завершился скандалом. Его можно трактовать по-разному. Кто-то увидел в этом символ кризиса в Грузии, кто-то - происки оппозиции. А Вячеслав Фетисов назвал случившееся несчастьем. Да, именно несчастьем, одинаковым для всех - футболистов, болельщиков, чиновников спорта. Для России и Грузии, которым жить и жить вместе - не только на футбольном поле.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСТАЛЬНЫХ МАТЧЕЙ:
Группа 1. Франция - Словения - 5:0, Мальта - Израиль - 0:2. Группа 2. Румыния - Норвегия - 0:1, Дания - Люксембург - 2:0. Группа 3. Белоруссия - Австрия - 0:2, Молдавия - Чехия - 0:2. Группа 4. Польша - Латвия - 0:1, Швеция - Венгрия - 1:1. Группа 5. Литва - Фарерские Острова - 2:0, Исландия - Шотландия - 0:2. Группа 6. Испания - Северная Ирландия - 3:0, Украина - Греция - 2:0. Группа 7. Македония - Турция - 1:2, Словакия - Англия - 1:2. Группа 8. Андорра - Бельгия - 0:1, Болгария - Хорватия - 2:0. Группа 9. Италия - Югославия - 1:1, Финляндия - Азербайджан - 3:0. Группа 10. Албания - Швейцария - 1:1.