Подсидят ли нейросети сценаристов? Наши уверены, что нет. Зря они столь легкомысленно…
Требования бастующих голливудских сценаристов и актеров к продюсерам не допустить потери работы из-за того, что ее теперь вместо них будут делать нейросети, большинству российских коллег показались забавными: «Сразу видно, американцы. Привыкли шаблонами мыслить. Это ж живое творчество, его никакая машина не заменит!» Зря они столь легкомысленно...
Впрочем, мы всегда так. Когда во второй половине нулевых мир уже колошматил финансовый кризис, наши государственные мужи настойчиво твердили про «остров стабильности», Россию то есть. А когда COVID-19 победоносно шествовал по планете, государственные дамы рассказывали о преимуществах отечественного здравоохранения. Уж оно не допустит! Теперь вот то же самое с глобальным процессом, который может в корне изменить производство визуального контента, журналистику, PR, рекламу. И оставить у пустого корыта сотни тысяч профессионалов. Но так ли на самом деле страшен черт, как его малюют?
Вот и на завершившемся на днях фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» состоялась встреча на тему «До чего дошел прогресс?!». На ней новаторы отрасли представили успешные образцы совместной работы человека и искусственного интеллекта по созданию контента, показав, как с помощью ИИ можно мало того что сэкономить и упростить процесс, но еще и «обогатить смысл художественного произведения, используя технологии».
Вот, в частности, мнение режиссера и продюсера Романа Новикова, показавшего, какие инновационные решения он использует для постпродакшена, а именно — генерирования персонажей анимации, созданных совместно людьми и нейросетями: «У нас до сих пор много кустарных решений и очень тяжело внедрить новые технологии. Нам кажется, что ИИ где-то там, далеко. Но это все рядом».
Однако в результате обсуждения сошлись на том, что искусственный интеллект не отберет хлеб у специалистов индустрии, а только поможет. Вот это по-нашему. Пусть Голливуд боится.
Не вдаваясь в подробности и опираясь на удачные примеры использования ИИ, выскажем осторожное предположение, какие профессии, связанные с производством фильмов, сериалов и телевизионных шоу, действительно могут оказаться невостребованными.
Начнем, понятное дело, со сценаристов, поскольку они первыми забили тревогу. ИИ уже вовсю пишет короткие истории по лекалам, заданным разработчиками. Например, если оные захотят, он запросто может сочинить детектив в духе Агаты Кристи, где в центре сюжета будет молодая женщина, а действие развернется в Китае. Проанализирует все творчество королевы детектива, все произведения про девушек, изучит в подробностях Поднебесную — и выдаст результат. Но это только первый шаг. На следующем — перед ИИ поставят задачу, чтобы его произведение имело успех. Мгновенно изучив перечисленные составляющие, запросы пользователей, новоявленный монстр сделает и это. Написание же полноценных сценариев к фильмам и сериалам не за горами.
Обратили внимание на следующее: стоит на экране засветиться успешному проекту, как появляется добрый десяток подражаний? Человеческая фантазия, увы, ограниченна. Сорвал «Чебурашка» большую кассу, так полдюжины продюсеров тут же заказали сценаристам что-нибудь с участием популярных советских мультипликационных героев. Подобные проекты изначально обречены на вторичность. ИИ же пропустит через свое виртуальное сито сотни тысяч фильмов и придумает что-то совсем оригинальное, но учитывающее слагаемые триумфа «Чебурашки».
С актерами история еще проще. Уловив, что зрителям понравился, скажем, образ какого-то брутального исполнителя, продюсеры начинают для своих проектов искать похожих. А вот ИИ не будет заморачиваться актерскими картотеками. Вычислив тренд, он нарисует идеального в этом смысле героя. Ну, допустим, в духе Хамфри Богарта. Наделит его жестами, голосом, привычками и даже личной жизнью, которые окажутся наиболее симпатичными зрителям, и — вперед! Использовать в кино нарисованных персонажей мы уже умеем.
Чувствуете, что вместе с этими профессиями перестают быть нужными специалисты по кастингу, визажисты, костюмеры? А чем будут заниматься художники, если ИИ способен сгенерировать любой сложный интерьер, самый фантастический пейзаж? Автоматически отпадает необходимость и в услугах постпродакшена. Придумать любую рекламную кампанию с учетом запросов целевой аудитории — плевое дело. Уж не говоря о трейлерах.
Для наглядности — описание одного эксперимента. Исследователь отправил ИИ следующий запрос: «Создай сценарий для пятиминутного фильма с участием Барби и Кена». Пара секунд — и готово! Следующий этап: просьба предоставить описание кадров и их последовательность с разбивкой по каждой камере, необходимой для фильма. Мгновенный ответ. Последняя строка рекомендует кадр, где Барби и Кен уходят с пляжа рука об руку.
Затем, используя платформу для преобразования текста в видео, экспериментатор ввел указанную строку в поле с надписью «Подсказка», где уточнил ряд важных деталей, в том числе — внешность героев (шутки ради Кена он наделил своей физиономией). В результате получился клип с движущимся изображением, который при желании можно было бы добавить в сценарий.
Мрачноватые, конечно, перспективы мы, на наш дилетантский взгляд, нарисовали. Но, увы, ИИ несет скрытые угрозы не только развлекательной индустрии. Неслучайно Владимир Путин предложил заняться этим вопросом правительству.
Что же касается кино, то апокалипсис отрасли, возможно, дело ближайшего будущего. Помогут ли забастовки? Сомнительно. Те же голливудские продюсеры уже намекают: зачем, мол, им строптивые гении, когда ИИ сделает все быстрее, лучше и на баррикады выходить не станет.