Власти пытаются залить проблему бюджетными триллионами, но выход из тупика явно находится в другом направлении
Пенсионный фонд России (ПФР) уже в 2021 году станет дефицитным, то есть, у него попросту не хватит средств для выплаты пенсий. Затыкать финансовую дыру решено из средств федерального бюджета, трансферты из которого составят 3,53 триллиона, то есть 38% от всех доходов фонда.
Это максимальный размер дотаций за последние пять лет, отмечает агентство РБК, журналистам которого удалось ознакомиться с проектом бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Но даже при этой подпитке бюджета ПФР получит дефицит в размере 295 миллиардов рублей.
Обозреватели отмечают, что еще в июне нынешнего года экономисты ПФР полагали, что его бюджет будет профицитным, а размер дохода составит около 13 млрд рублей. Как же вышло, что всего за несколько месяцев благополучная ситуация превратилась в проект катастрофы?
В самом ПФР случившееся склонны считать «техническим дефолтом», – мол, дефицит связан с изменением прогнозных макроэкономических показателей и увеличением суммы переходящих остатков на счетах, - и даже обещают заткнуть остающуюся дефицитную дыру за счет средств, оставшихся с 2020 года.
Однако на деле причина кардинального переворота прогнозов состоит в том, что и благополучный июньский план предполагал получение бюджетных субсидий. Притом в куда большем объеме, чем нынешней документ. Государство должно было влить в ПФР 4,12 триллиона рублей, тем самым обеспечив 42,6% его доходов. То есть, ларчик открывается просто: есть бюджетные триллионы – получается платить пенсии, нет накачки деньгами – и все, ПФР не тянет возложенные на него обязанности.
Невольно напрашивается вопрос: а как же повышение пенсионного возраста? Его ведь поднимали как раз затем, чтобы пенсионеры получали достойный доход, а государство не разорилось!..
Здесь следует напомнить, что многие экономисты с самого начала прогнозировали, что в окончательном итоге повышение пенсионного возраста никаких позитивных результатов не даст, и проблем не решит.
«Последствия предлагаемой реформы не может оценить никто, включая разработчиков, – заявлял в августе 2018-го вице-президент Конфедерации труда России, депутат Госдумы Олег Шеин. – В прошлом году газета «Ведомости» достала некий документ из недр правительства, где как раз говорилось о необходимости подтянуть пенсионный возраст до отметки 63-65 лет. В том же самом документе было отмечено, что общее число безработных в стране возрастет на 12,5 миллионов человек. Правительство тогда открестилось от этого документа, но сегодня фактически его же мы видим в качестве законопроекта».
Также парламентарий подчеркивал, что на самом деле нет никаких реальных социальных и демографических оснований для сокращения пенсий или повышения пенсионного возраста.
«Нам говорят про демографическую нагрузку. Но, во-первых, это не соотношение между работающими и пенсионерами, как нам пытаются представить. Это соотношение между работающими и неработающими, в число которых входят дети, подростки, инвалиды, люди, которые вышли на пенсию досрочно. Так вот, сегодня демографическая нагрузка намного мягче, чем была 20 лет назад. И в ближайшие годы, вплоть до 2040-го, она не достигнет параметров 90-х. То есть, в стране нет никакой демографической катастрофы», – отмечал депутат.
Фактически, драйвером реформы было стремление российской элиты в очередной раз сэкономить на миллионах рядовых сограждан. Притом что Российская Федерация и так не проявляет чудес щедрости в этом направлении. Для сравнения, на выплаты пенсионерам РФ направляет около 8% от ВВП, тогда как Австрия – 12%, Польша, Португалия и Франция — по 14%, а Италия, и вовсе — 16,3%. Естественно, если какой-то отрасли не давать денег, там и будет перманентный дефицит.
При этом Пенсионный фонд РФ является самой крупной из организаций подобного предназначения в мире. Еще несколько лет назад штат фонда составлял 120 тысяч человек. Руководство структуры грозилось сократить персонал аж на 10%, но, как мы знаем, сокращения в российских ведомствах зачастую приводят к тому, что оставшимся на работе чиновникам перестает хватать кабинетов.
К слову, с кабинетами у ПФР тоже полный порядок: структура занимает сотни благоустроенных зданий; ее подразделения есть во всех мало-мальски крупных городах страны. Общую стоимость этой недвижимости никто точно не знает, как и сумму расходов на ее содержание.
При этом, как еще несколько лет назад отмечал известный экономист Михаил Хазин, ПФР – структура сейчас уже практически бессмысленная. Фонд создавался в начале 90-х, когда размеры пенсионных отчислений существенно превышали расходы на выплату текущих пенсий. В тех условиях имело смысл создать структуру, которая бы занималась приумножением капитала. Однако в России уже давно наблюдается обратная картина: пенсионные отчисления лишь частично покрывают обязательства государства перед стариками. В результате экономического смысла в существовании структуры уже нет, а более ста тысяч чиновников на зарплате – есть. И, к слову: рано или поздно они тоже выйдут на пенсию.
По мнению некоторых экономистов, вместо монструозного ПФР можно было бы создать скромный отдел при Минфине, с десятком штатных сотрудников и компьютерной программой, которая будет в автоматическом режиме начислять пенсии. Однако для этого государству придется отказаться от администрирования пенсий, сведя до минимума количество операций по и начислению, то есть той работы, которой в ежедневном режиме занят штат ПФР.