В Екатеринбурге победой фильма «Аритмия» завершился крупнейший фестиваль российского кино
В программе Уралкинофеста было заявлено порядка 130 картин. В течение недели они шли с утра до ночи в десяти лучших кинотеатрах города. Еще десяток кинотеат-ров открыли свои двери для фестиваля российского кино в других городах области — Нижнем Тагиле, Асбесте, Первоуральске, Красноуфимске, Верхней Пышме. На сеансах побывали 36 тысяч зрителей, которые заранее озаботились приобретением билетов с местами. Едва ли не столько же сидели в проходах, на приставных стульях, висели, что называется, на люстрах. Благо сеансы были бесплатными — об этом позаботилось руководство области.
Придумал фестиваль известный кинокритик, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин, чья юность и профессиональное становление прошли в Екатеринбурге. И он решил вернуть любимому городу, который, кстати, несказанно похорошел в последние годы, свой долг. Благодаря поддержке властей, местного отделения Союза кинематографистов во главе с прекрасным организатором, фестивальным менеджером Владимиром Макеранцем решено было адресовать Уралкинофест не узкой прослойке прожженных киноманов, а самым широким зрительским слоям.
С точностью хирурга Кичин отсек в современном кино две заунывные крайности. С одной стороны, закрыл на фестиваль доступ дурацким комедиям, убогим боевикам и аляповатым блокбастерам, больше похожим на цирковой аттракцион. С другой — он не очень привечал и мертворожденные, головоломные артхаусные изыски. Словом, собрал в Екатеринбурге умное, но «смотрибельное» кино, что в прошлом году произвело фурор среди уральских зрителей.
А нынешний фестиваль упрочил уникальное положение уральского киносмотра. По сути, он стал масштабным фестивалем фестивалей, на котором показываются не обязательно самые новые, но непременно лучшие фильмы года, зачастую уже замеченные и отмеченные на других смотрах, однако не дошедшие (пока?) до широкого зрителя. Уралкинофест дает им еще один серьезный шанс:
Этим шансом, например, сполна воспользовались авторы фильма «Турецкое седло» в постановке сценариста и режиссера Юсупа Разыкова. Картина уже участвовала в конкурсе «Кинотавра», где прошла очень скромно, получив в Сочи лишь приз за лучшую музыку. А в Екатеринбурге, словно увиденная новыми глазами, стала одним из бесспорных фаворитов.
История про бывшего работника КГБ, не утратившего и на пенсии привычки соглядатая, по велению сердца присматривающего за «неблагонадежными», получила от жюри во главе с режиссером Андреем Прошкиным гроздь наград. В том числе призы лучшему режиссеру, лучшему продюсеру (эту награду поделили сразу на пятерых, на разных этапах поддержавших рублем трудно и долго снимавшуюся картину). Наконец, приз за лучший дебют достался актеру Валерию Маслову, который, работая в Ярославском театре, изредка снимался в сериалах, но лишь в 60 лет сыграл в «Турецком седле» яркую, крупную роль.
Ну а подлинным триумфатором фестиваля стала «Аритмия» в постановке Бориса Хлебникова. Картина про врачей скорой помощи, в которой есть и сюжетный нерв, и социальный срез, и драматическая любовная коллизия, и юмор, и нежность, и русская тоска вперемешку с удалью, закономерно получила гран-при, а также призы за лучшее исполнение женской (прекрасная Ирина Горбачева) и мужской (бесподобный Александр Яценко) ролей.
В кои веки с решением жюри совпало мнение критики. Автор этих строк на торжественной церемонии закрытия фестиваля вручил создателям «Аритмии» приз «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России с формулировкой «за тонкое ощущение ритмов современной жизни». Диплом нашего критического жюри с формулировкой «за авторский стоицизм в защите свободы личности» достался фильму «Язычники» — дебютной ленте молодого режиссера Леры Сурковой, в дискуссионном ключе поднимающей вопросы веры и безверия, благочестия подлинного и мнимого. Большое жюри тоже заметило эту яркую ленту, присудив специальный диплом старейшей российской актрисе Татьяне Владимировой.
Приза за лучшую операторскую работу удостоился русский венгр Шандор Беркеши, виртуозно снявший фильм «Хармс» в постановке Ивана Болотникова. Это первая игровая картина, рассказывающая о жизни и судьбе поэта-обэриута Даниила Ивановича Ювачева, известного миру как Хармс. Специальный приз жюри за лучший сценарий получил фильм Владимира Котта «Карп отмороженный», с драматизмом и юмором рассказавший о взаимоотношениях успешного сына (Евгений Миронов) и забытой им матери-пенсионерки (Марина Неелова), проживающей в провинциальном захолустье.
Приз «Российской газеты» достался фильму Алексея Рыбина «Скоро все кончится», едва ли не впервые прикоснувшемуся — довольно деликатно — к взрывоопасной теме российско-украинских отношений на фоне боевых действий в Донбассе. Наконец, приз зрительских симпатий достался фильму режиссера Кирилла Плетнева «Жги!», поведавшему совершенно невероятную историю превращения надзирательницы в женской колонии, этакого солдафона в юбке, в эффектную звезду телевизионного песенного конкурса. На всех сеансах этого «тюремного романса», пропетого режиссером с редкостной отвагой, наблюдалось форменное столпотворение зрителей. Актрису Ингу Оболдину, исполнившую в фильме главную роль, готовы были носить на руках, рвать на сувенирные лоскуты ее платье. Кажется, на нас надвигается (прокат фильма стартует в ноябре) потенциальный зрительский хит.
Впрочем, фильмов, не вызвавших зрительского интереса, на фестивале просто не было. Даже в 10 утра на сеансах короткомет-ражных фильмов залы были полны. Не отвратила людей от походов в кино и попытка взорвать местный киноконцертный зал «Космос» с помощью машины, начиненной газовыми баллонами. Горожане ответили на дикую акцию взрывом зрительской активности.
P.S. Уралкинофест наглядно показал, что потенциал российского кино вовсе не исчерпывается теми 18%, которые оно привычно занимает в прокатной сетке. Хороших фильмов, причем на разные вкусы, у нас гораздо больше, чем принято считать. Они просто нуждаются в рекламе, в энергичном продвижении на экран, чем, кстати, уже второй год успешно занимается Уралкинофест. По сравнению с «Кинотавром» и «Киношоком» этот фестиваль непозволительно молод, но у меня в Екатеринбурге возникло стойкое ощущение, что он был на фестивальной карте России всегда.