Так или иначе, но лично мне за многие годы работы газетчиком удалось немало поездить и по России, и далеко за ее пределами. Повидал разные страны и, будь то Америка или Европа, Африка или Азия, всякий раз убеждался: хорошо там, где нас нет. Хотя я вовсе не уверен в незыблемой верности этой поговорки.
Тем более немалое число моих друзей и знакомых, категорически с ней не согласившись, отбыли за границу на постоянное место жительства и пока не жалеют об этом. Ехать или оставаться — каждый решает сам. Но, когда число покинувших страну растет с каждым годом, это становится поводом для невеселых рассуждений. Уезжают-то, как правило, люди молодые, энергичные, неглупые, которые пригодятся в любой части земного шара. Тогда почему родное государство так легко с ними расстается, почему не предлагает лучшие условия, не прельщает зарплатой, карьерой, интересной работой?
Лично у меня ответа нет, боюсь, и государству в лице правительства тоже сказать особо нечего, кроме общих ободряющих слов. А тем временем эксперты Комитета гражданских инициатив, руководит которым известный деятель, десятилетие проработавший в правительстве, Алексей Кудрин, подготовили доклад о российской эмиграции. В нем говорится, что за последние пять лет число покинувших Россию значительно выросло. От 500 до 600 тысяч человек за этот период эмигрировали главным образом на Запад (социологи не принимали в расчет получивших новое гражданство, нелегальных мигрантов и тех, кто фактически живет на две страны). Казалось бы, не такая уж страшная цифра. Но, по мнению специалистов, страна понесла серьезные потери в демографическом, социально-экономическом и интеллектуальном капитале, учитывая образование, профессионализм и энергию «поуехавших». Как вам, например, такие цифры: если среди российского населения доля людей с высшим образованием составляет 13%, то среди покинувших страну этот показатель равен уже 30%?
Итак, по данным Росстата, страну за последнюю четверть века покинули 4,5 млн человек. Но вот что тревожит: авторы доклада считают, что на самом деле реальные цифры куда выше, их следует умножить на 3-4. Вывод экспертов таков: эмиграция обретает все более тревожный характер для нашей страны. Есть, правда, и тут свет в окошке: если Москва и Санкт-Петербург в 1992 году лидировали в эмиграционной статистике и их доля среди уехавших достигала 40%, то в последующие годы число отбывающих за рубеж москвичей и петербуржцев неуклонно падало и снизилось в четыре раза.
Легко догадаться, куда стремятся уезжающие: как правило, это США, Канада, Германия и Израиль. Не так трудно догадаться и о мотивах, побуждающих россиян к эмиграции: эксперты называют неудовлетворенность перспективами роста материального благосостояния, социального статуса, личной и экономической безопасности. Я бы добавил сюда еще и уровень коррупции, который для рядового россиянина оборачивается необходимостью направо и налево отстегивать чиновникам, врачам, учителям и прочим людям, от которых мы все зависим, большие и малые «конверты».
Это ясно. Куда труднее понять, что же следует предпринять и государству, и нам всем, чтобы трудолюбивые и умные сограждане оставались в России. А еще (помечтаем!), чтобы поток изменил направление и уже к нам бы хлынула молодежь из стран, которые пока, как магнитом, притягивают россиян.
А вывод, спросит читатель, вывод-то какой? А пусть-ка его сделает мой бывший коллега, известный в свое время журналист, который ныне обосновался на постоянное жительство в Чехии. Его путь в эмиграцию начался с США, куда его пригласили на престижную работу, связанную со спутниковым телевидением. Прилично заработав, он решил поискать место поспокойнее для дальнейшей жизни.
— Поверишь, объехал всю Европу, пока не понял, что тут надо бросать якорь, в Праге. Все мне здесь по душе: и климат, и люди, и возможности для бизнеса.
— А домой не тянет?
— Домой, в Нижний Тагил? Нет, старик, мне тут уютно, а там нет. Я понятно объяснил?
Понятно. К сожалению, понятно. Тагил пока не рулит.