Катастрофа без причин
Первые результаты расследования не ответили ни на один вопрос
Международный авиационный комитет (МАК) расшифровал «черные ящики» упавшего в Ярославле Як-42 с хоккейным «Локомотивом» на борту. Но эта экспертиза так и не дала ответов на вопрос, почему при ясной погоде и других благоприятных обстоятельствах самолет, едва оторвавшись от земли, задел крылом радиолокационный маяк и рухнул на землю.
На прошедшем в понедельник заседании с участием Владимира Путина руководитель МАК Татьяна Анодина озвучила результаты расшифровки самописцев: «Установлено, что взлетная масса самолета была в пределах допустимой, при проверке экипажем до взлета всех каналов управления все работало в штатном режиме, и руль высоты отклонялся также в штатном режиме. Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями, перед взлетом стабилизатор и закрылки были в положении взлета. Разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено».
Что сказали пилоты?
Напомним: самолет с игроками и членами хоккейного клуба «Локомотив» вылетел из Ярославля в Минск 7 сентября. По свидетельствам очевидцев, самолету не хватило для разгона взлетно-посадочной полосы, и он несколько метров прокатился по грунту, а потом взлетел. Не набрав нужной высоты, Як-42 задел крылом маяк и, рухнув на землю, развалился на части и загорелся. Крупные фрагменты машины оказались в реке. Лишь два человека выжили — игрок команды Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов (Александр Галимов скончался в московской клинике в понедельник, 12 сентября).
Сейчас эксперты работают с речевыми самописцами — возможно, из разговоров экипажа картина происходящего будет более ясной. Кроме того, возможно, будет также проведен натурный эксперимент на базе Летно-испытательного института. Потому что постепенно первоначальные версии причин катастрофы вычеркиваются из списка.
Некачественное топливо. Эта версия была в числе первых, после катастрофы всем бортам запретили заправляться в ярославском аэропорту Туношна. Но после проверки Росавиация заявила: «Первоначальный анализ расшифровки параметрического самописца Як-42 свидетельствует, что не имеется оснований считать, что качество авиационного керосина не соответствовало установленным требованиям. Качество топлива, которым заправлялся Як-42 в Туношне, подтверждается и тем фактом, что им же был заправлен другой самолет, вылетевший из этого же аэропорта в Норильск. В ходе данного рейса никаких неполадок зафиксировано не было».
Плохое техническое состояние самолета. Приволжская транспортная прокуратура провела проверку фирмы «Тулпар Техник», которая проводила ТО и ремонт воздушного судна. Установлено, что в августе 2011 года специалисты фирмы заменили правый двигатель Як-42, а также провели работы по техническому обслуживанию, в ходе которых были устранены все выявленные неисправности. В ходе прокурорской проверки нарушений федерального законодательства, регламентирующего оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, не выявлено.
Як-42 «выгоняли» из аэропорта из-за самолетов VIP-персон. В эти дни в Ярославле проходил мировой политический форум. Через несколько дней после крушения самолета появилась версия, что пилоты спешили, так как ВПП была нужна для прибытия VIP-самолетов. «Это глупость, потому что прибытие данных самолетов планировалось на следующий день, — говорит гендиректор аэропорта Туношна Олег Кочанов. — После прибытия борта в Туношну у него было два часа на заправку и подготовку к полету. В плане стояло время 16.00, в 16.01 он уже вылетел». Он рассказал, что протяженность взлетно-посадочной полосы аэропорта в общей сложности 3 км. Точка, с которой стартовал самолет, располагалась более чем в 2,8 км от ее края, и этого было достаточно, чтобы благополучно взлететь. Так называемый приводной маяк находится в 600 м от края ВПП, его высота — 3 метра, а самолеты в этом месте набирают высоту 30 метров, так что и маяк при правильном взлете не мог стать причиной крушения.
Человеческий фактор. Похоже, это самая главная версия причин авиакатастрофы. По словам представителей компании — владельца разбившегося самолета «Як-Сервис», экипаж машины был опытный. Как говорят летчики, управлявшие самолетами этого типа, с какой скоростью взлетать (это зависит от количества пассажиров, груза, ВПП), решает командир экипажа. Возможно, речевые самописцы позволят понять, почему «Яку» в тот день не хватило скорости для полноценного взлета. Но и технические экспертизы будут продолжены.
Прощайте, ребята
В Ярославле в минувшие выходные похоронили большинство членов разбившейся команды. А в понедельник туда привезли тело скончавшегося в Москве в ожоговом центре Института имени Вишневского уцелевшего во время падения самолета 26-летнего Александра Галимова. Все эти дни родные и знакомые молились за его жизнь, а врачи делали все возможное и невозможное. «Нам удалось на фоне интенсивной терапии стабилизировать состояние пациента. В субботу нам удалось нормализовать пульс и артериальное давление. Еще вечером в воскресенье все было стабильно, но возможности человека, даже спортсмена, небезграничны. Утром в понедельник у Галимова остановилось сердце», — рассказал руководитель ожогового центра Института имени Вишневского Андрей Алексеев.
Разбившихся игроков ярославского «Локомотива» хоронили не только в России, но и в Чехии, Словакии, Латвии, Белоруссии, Швеции. Весь мировой хоккей выразил соболезнования семьям погибших.
В пятницу губернатор Ярославской области Сергей Вахруков сообщил, что местные власти и авиакомпания выплатят семьям жертв катастрофы в общей сложности почти по 2,5 млн. рублей. Из областного бюджета, по словам Вахрукова, каждой семье будет выплачено 300 тысяч рублей, еще по 150 тысяч будет выделено мэрией, авиакомпания выплатит по 2 млн. рублей. После трагедии руководством КХЛ было принято решение о том, что хоккеисты теперь будут летать рейсами других авиакомпаний, в частности «Аэрофлотом» и одной зарубежной авиакомпанией. А что же все остальные пассажиры?