Андрей, проектировщик в архитектурном бюро, с 1 января будет получать половину зарплаты в конверте.
«Нам никак это не объяснили, просто поставили перед фактом, и все. У нас есть сотрудники в возрасте, которые в скором времени уйдут на пенсию, уж
Выходит, что работодатели опять уходят в сторону серых выплат, и виной тому — нежелание отчислять большие суммы в государственные фонды.
С Нового года вырастут вычеты в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Изменения в налоговом законодательстве России в который раз ударяют по простым работникам. Руководители компаний сокращают премии, готовы на сокращения зарплат и очередной переход к зарплатам в конвертах, лишь бы избежать лишних издержек.
«А нам снизили белую зарплату уже в июле, — рассказал „Труду“ Михаил В., водитель одной из столичных торговых компаний. — Я теперь официально получаю всего 9 тысяч рублей. А в конверте дают еще 25 тысяч. Сумма осталась старой, но теперь кредит взять не получится. У жены на работе такая же история. По документам теперь совокупный доход — около 20 тысяч, с такой суммой в банк нас даже не пустят, а мы хотели машину в кредит взять», — посетовал на свое положение мужчина.
Мало того, рассчитывать на долгожданные повышения окладов, связанные с окончанием экономической ямы, теперь не приходится.
Самым деятельным и преданным работникам светит максимум 10% прибавки, да и те могут «утечь» на налоги. Зарплата не изменится, а работодателю придется объясняться со своими сотрудниками: мол, вина не наша, прошу винить во всем закон.
«Приказ о повышении моей зарплаты с 1 января уже практически был подписан, и тут — бац, и все отменилось. Мне так и объяснили: мы не можем увеличить ваш оклад: посчитали и поняли, что эти 20% у нескольких сотрудников мы не потянем, предстоят большие издержки в связи с налогами», — с сожалением делится Ольга, секретарь выставочной компании.
Едва оправившиеся от кризиса компании вынуждены идти на такие меры. «Бизнес не может быть убыточным, поэтому, если
Рекрутеры согласны: увеличение налоговой ставки по отчислениям в Пенсионный фонд и Фонд ОМС так или иначе повлияет на зарплаты.
«Можно предположить несколько вариантов реакции работодателей. Одни могут урезать премиальный фонд. Другие откажут сотрудникам в повышении зарплаты. Третьи сократят бонусную часть
Подобные меры уже имеют место быть в наиболее предупредительных компаниях.
«У нас официальную зарплату понизили с 1 сентября тем, кто получал больше 50 тысяч рублей, в том числе и мне, — говорит Александр, директор по маркетингу подмосковной производственной компании. — Белую зарплату я теперь получаю около 30 тысяч, остальное выдают на руки. Шеф и финансовый директор объяснили, что это связано с изменениями в налоговом законодательстве. И я не в обиде: какая разница, как платят — официально или нет, главное, чтобы вовремя. Да и на налогах компания бы разорилась, все равно эти деньги пойдут непонятно на что, как это всегда в России бывает».
От налоговых нагрузок пострадают и сотрудник, и работодатель. «На 5% увеличится объем налоговой нагрузки на предприятия. Сейчас он составляет 30%», — считает Александр Осин, главный экономист «Финам менеджмент».
Основная нагрузка ляжет на малые и средние предприятия: вырастут долги и количество банкротств. Предприятия будут вынуждены сокращать персонал. Эти проблемы затронут около 5% компаний, что может привести к росту безработицы на 100–200 тысяч человек.
Но в каждой ситуации возможны исключения, и те из работодателей, кто не захочет затрагивать мотивационную составляющую, а уж тем более сокращать штат, будут искать другие выходы.
«Наиболее лояльные, например, урежут маркетинговый бюджет или сократят вложения в развитие нового направления, отдела, филиала, магазина, продукта или услуги. Тактика поведения работодателей в данном случае зависит от масштаба компании, от размеров ее дохода, от специфики бизнеса, от отношения к коллективу. В целом же уверена, что ни у одного добросовестного работодателя коллектив не почувствует повышения данного налога», — отмечает Елена Егорова.