ВАЗ ещё никогда так не разгонялся

«АвтоВАЗ» начал сокращать персонал. К 1 декабря без работы останутся 36 тысяч человек. Это офисные служащие, а также люди пенсионного и предпенсионного возраста. Пенсионеры могут рассчитывать на солидную компенсацию в 100–150 тысяч рублей.

В отдел кадров «АвтоВАЗа» ещё на прошлой неделе выстроилась очередь из пожилых сотрудников. Они оформляют документы на получение компенсации.

Вот что рассказал «Труду» слесарь с 15-летним стажем Михаил В.: «Пенсионерам при увольнении выплачивают пособие. Многие уже давно написали заявление на уход на пенсию, но не уходили, потому что выплата пособия была заморожена. Сейчас она возобновилась, пенсионеры стали уходить. Недавно я был в отделе кадров, сам видел очередь — человек сто стариков — сидят, ждут».

По словам увольняемых сотрудников предприятия, деньги пенсионерам выплачиваются из расчета 40% от среднемесячной зарплаты, помноженной на трудовой стаж.

Уйти так куда выгоднее, чем уволиться по сокращению и получить два положенных по закону оклада (средняя зарплата на «АвтоВАЗе» — 17 тысяч рублей).

Сокращения будут проходить поэтапно. Первыми будут уволены 5 тысяч «белых воротничков». Вслед за ними отправят на пенсию 11 тысяч человек, ещё 20 тысяч сотрудников предпенсионного возраста планируют сократить.

До 1 декабря с «АвтоВАЗа» уволят 36 тысяч человек, то есть каждого третьего, в том числе 11 тысяч пенсионеров, сообщили в Минздравсоцразвития. Больше всего эта ситуация радует именно пожилых людей: при выходе на пенсию им выплачивают солидные компенсации.

Деньги за уход

«Люди сами бегут с завода: пенсионеры — пока пособия платят, молодежь — потому, что не представляет, как жить на такие деньги, которые у нас называют зарплатой. Я вот в Самару переезжаю», — говорит Елена. Елене 23 года, она программист на заводе, её оклад — 9300 рублей. Раньше к этой сумме прибавлялись премии, но теперь их отменили.

Массовое «бегство» пенсионеров спровоцировано слухами о том, что вскоре пособия вышедшим на пенсию перестанут платить совсем. Просто отменят, поскольку у «АвтоВАЗа» закончатся выделенные государством деньги.

Сейчас тем пожилым работникам завода, кто решил выйти на пенсию сразу после наступления пенсионного возраста, на карточки перечисляют по 60 000–150 000 рублей. Сумма рассчитывается исходя из среднемесячной зарплаты, умноженной на стаж работы.

На заводе стимулируют увольнения пенсионеров. Такая практика существует давно: из зарплат рабочих ежемесячно перечисляются деньги в некоммерческий пенсионный фонд при «АвтоВАЗе». Те, кто увольняется с завода по достижении пенсионного возраста, получают деньги либо разово, либо в течение 12 лет — по 200–800 рублей в месяц.

«Раньше эта сумма рассчитывалась исходя из 40% от среднемесячной зарплаты, сейчас — исходя из 20%. Если человек продолжает работу на заводе, то теряет право на пособие. Раньше люди неохотно соглашались на компенсацию, потому что пособие быстро проедается», — говорит председатель независимого профсоюза завода Петр Золотарев. Теперь они понимают, что выбор стоит между выплатами по сокращению и пособием, и пособие куда больше.

Западный менеджмент

В Европе и Америке во многих крупных компаниях принято переучивать высвобождаемых работников.

На «АвтоВАЗе» пока до этого не дошло, но хорошо, что существует сама система пособий, комментирует директор по персоналу и общим вопросам компании LG Electronics Rus Александр Карпов. «В 55–60 лет человек ещё вполне может работать, так что имело бы смысл переучить бывших работников завода. Но нужно понять, какие специалисты нужны в Толь-ятти. Не уверен, что там с такой безработицей вообще кто-то нужен», — объясняет он.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин также считает систему стимулирования хорошей и справедливой: «Эти действия — признак того, что пришел новый менеджмент. Старый занимался только прессингом работников, а не управлением». Он надеется, что и с остальными сокращенными будут поступать порядочно — выплатят им полагающиеся компенсации.

В новый год без работы

В августе завод стоял, сейчас конвейер запустили, но рабочие выходят только на 11 смен в месяц. Соответственно, и зарплата будет вдвое меньше обычной, даже меньше той, что они получали в августе при простое.

«У меня в августе получилось 22 тысячи, за сентябрь будет около 15, — рассказывает рабочий с 34-летним стажем Виктор, сегодня у него смена. — А те, кто на сборке работает, они же всего 15 тысяч получали! На что детей кормить? А за квартиру платить? Я вам точно говорю: будет бунт».

Власти обещают задействовать высвобожденных людей на общественных работах, но пока такие работы мало кому предложили. Разве что программисты (на заводе большой штат этих специалистов) могут подработать прямо на рабочих местах — теми же программистами за дополнительные 3500 рублей в месяц.

Как завод будет вылезать из кризисной ямы, не ясно. «Я думаю, что сейчас само правительство ещё не знает, что можно сделать, чтобы спасти завод. Оно искренне верит, что новые менеджеры справятся сами, и уповает на них», — подвел итог Михаил Делягин. Пока свой вклад внес бывший топ-менеджер завода, а теперь губернатор Самарской области Владимир Артяков. Он вернул заводу 1,5 млн. рублей — бонусы за прошлый год.

Кадры

Источник: данные профсоюза «Единство», работников завода