Особенно болезненно этот факт восприняли в Польше.
Президент Александр Квасьневский прибег к образным выражениям. "Новый пакт Путин - Шредер мне не нравится", - заявил он, явно намекая на пакт Молотова - Риббентропа 1939 года, после подписания которого вскоре началась вторая мировая война. И вообще, по мнению Квасьневского, Северо-Европейский проект "плохой" во всех отношениях. Ведь газовая труба стоимостью 4 миллиарда евро пройдет по дну Балтийского моря и напрямую свяжет рынки России и Германии, минуя транзитные страны, в числе которых и Польша.
Свою озабоченность по поводу строительства газовой трубы через Балтику высказал и премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас, посчитавший, что она перечеркнет политическую карту Европы.
В унисон рассерженным коллегам выступил премьер Литвы Айгар Калвитис, заявив, что новый газовый коридор может поставить под угрозу безопасность в Балтийском регионе.
Подобные заявления весьма странны, ведь реализация проекта СЕГ выгодна всем, в том числе и странам Балтии, поскольку не только позволит России маневрировать экспортными потоками, но и напрямую свяжет наши и прибалтийские газотранспортные магистрали с общеевропейской газовой сетью.
Российский президент Владимир Путин отреагировал на резкие высказывания оппонентов достаточно спокойно, пояснив, что Москва уважает чужие интересы, но, естественно, будет соблюдать и свои. А они заключаются в том, чтобы диверсифицировать маршруты российского газа в Европу. Это объясняется прежде всего экономическими причинами. По прогнозам экспертов, к 2010 году годовая потребность в российском газе на континенте увеличится примерно на 100 миллиардов кубометров. Пропускная способность существующей газотранспортной системы не позволяет нарастить такие объемы экспорта. Поэтому еще в 90-х годах минувшего столетия был поставлен вопрос о создании нового транспортного коридора мощностью в 55 миллиардов кубометров, который даст возможность существенно повысить надежность поставок газа на европейский рынок.
Сегодня наше "голубое топливо" попадает в Западную Европу, пересекая территории нескольких стран. До 85 процентов его проходит через Украину, с которой постоянно возникают трения по поводу платы за полученный газ, транзитным тарифам и несанкционированным отборам топлива из "трубы".
Строительство СЕГ планируется завершить к 2010 году. Оно не только обеспечит энергетическую безопасность ЕС, но и усилит позиции России на европейском рынке.