- Если верить легенде, совершая в мае 1775 года паломничество в Свято-Сергиеву лавру, Екатерина II утолила жажду в одном из многочисленных в бассейне Яузы родников и нашла воду необычайно вкусной, - рассказывает краевед-исследователь Валентин Иванович Марков, только что выпустивший книгу об истории создания сооружения, заменившего традиционные испокон веков колодцы. - Державная особа вспомнила, что в Москве нет хорошей воды и совсем недавно, с апреля 1771 по март 1772 года, в столице от моровой язвы (чумы) умерли 57 901 человек из 200-тысячного населения города. И повелела Екатерина высочайшим указом провести от мытищинских источников водопровод.
Вот как оценивал вызванный из Петербурга гидротехник Фридрих Бауэр здешние ключи: "Если сделать тут в земле хоть малое отверстие к песчаному водоносному слою, вода бьет из него на 12 футов выше поверхности Яузы и дает в сутки до 138 тысяч ведер воды. И еще 330 тысяч ведер дают соседние источники".
Такая мощь позволяла подавать воду на десятки километров самотеком по проложенной в земле кирпичной галерее. При входе водопровода в район Ростокино его перебрасывали через пойму Яузы по акведуку, остатки которого хорошо сохранились до наших дней.
Сооружение водопровода продолжалось с перерывом на войну с Турцией почти 25 лет. Трасса его от Ростокино проходила через Сокольники, Каланчевское поле, к Самотеке, Трубной площади и в Китай-город, к стенам Кремля. По пути устраивались фонтаны с бассейнами, из которых и отпускали воду всему населению. Один из таких фонтанов, украшенный скульптурами амуров, представляющий собой настоящее произведение искусства, действует и сегодня за Охотным Рядом напротив метро "Площадь Революции".
Сработанный солдатами Екатерины водопровод был пущен осенью 1804 года. С самого начала он приносил много хлопот. В Москву приходило всего 40 тысяч ведер воды в сутки вместо 300 тысяч. И лишь когда на многих участках водопровод начали укладывать в чугунные трубы, общая длина которых в городе к середине прошлого века достигла 44 верст, приток воды увеличился до 500 тысяч ведер в сутки. К 1900 году водопровод достиг своей предельной мощности - 3,5 миллиона ведер в сутки.
Но население и потребность в воде росли еще быстрее. В конце концов запасы мытищинских источников были исчерпаны. Понадобилось искать новые источники пригодной для чаепития воды и обратить взоры уже к бассейну всей Москвы-реки, а в дальнейшем - и к верховьям Волги. Отслужив сто лет, мытищинский водопровод начал утрачивать свое значение, прекратив подачу воды в 1960 году.
Еще до революции началось строительство гидроузла на москворецких источниках возле деревни Рублево. А в 30-е годы, в соответствии с Генпланом Москвы, строительством канала Москва-Волга развернулось продолжающееся и по сей день сооружение питающих Москву водой гидроузлов: Истринского, Можайского, Акуловского, а в послевоенные годы - Вазузской системы от истоков Волги. И тут надо отметить труд ученых-химиков, создавших особые вещества - коагулянты, превращающие обычную поверхностную воду в питьевую.
200-летие памятника истории москвичи отмечают реконструкцией обветшавшего Ростокинского акведука.
- Из его все еще сохранившейся кирпичной галереи будет перенесена в другое место приспособленная здесь позже тепловая магистраль, парящая и разрушающая вековую кладку, - заявил первый заместитель мэра Москвы Петр Аксенов. - Рядом с акведуком разместится информационно-экономический центр - Музей воды, представляющий собой дом-мост, соединяющий берега Яузы.
Москвичей, понятно, волнует не только история водопроводной сети, начавшейся с впечатляюще изображенных на картине В. Перова мытищинских чаепитий. Куда важнее для них качество тех 6 миллионов кубометров воды, которые за сутки подаются в столицу с окружающих ее гидроузлов. Как сообщили в Мосводоканале, на водопроводных станциях сейчас применяются новые технологии очистки с использованем активированного угля. А в будущем намечается применять и мембранное фильтрование, что позволит обеспечить жителей города питьевой водой, отвечающей новым российским нормативам и требованиям Всемирной организации здравоохранения.