РУБЛЬ СЕБЯ ЕЩЕ ПОКАЖЕТ

Стоило взрывной волне от рухнувших нью-йоркских небоскребов поколебать позиции доллара, как федеральные власти в России для предупреждения обвально-панического сброса согражданами "вечнозеленых" купюр пошли на решительные "встречные"шаги. Премьер Михаил Касьянов заверил, что нет никаких оснований для резкого падения курса доллара по отношению к рублю. Центральный банк заверил, что в его распоряжении достаточно рычагов воздействия на частные банки, охочие до быстрого спекулятивного обогащения на купле-продаже наличной валюты, и что государство в его лице пойдет в этом случае на все - от штрафов до закрытия обменных пунктов.

Лет десять назад большинство сограждан по меньшей мере недоуменно восприняли бы призывы главы правительства не поддаваться на спекулятивную игру уличных менял и не отказываться от американского доллара в пользу родного рубля. Сегодня общественное мнение принимает как свершившийся факт: устойчивость этой некогда чужой для нас валюты, но успевшей прочно обжить чулочные и матрасные "банки" россиян, для нас так же важна, как в прежние годы Днепрогэс, Магнитка и космодром в Байконуре.
Ясно, что долларизация отечественной экономики и нашего политэкономического сознания - это все не от хорошей жизни. И все же с этим пока придется жить, коль скоро Россия поставила перед собой цель -интеграцию в мировую экономику. А это автоматически означает, что нужно принимать новые правила игры, соглашаясь не столько на взаимозависимость, сколько - для стран с развивающейся экономикой - на довольно-таки одностороннюю зависимость от колебаний на фондовых рынках, от цены на нефть и другие энергоносители, от самочувствия американского доллара.
Россия оказалась в новой для себя ситуации, когда она по иронии судьбы вынуждена беспокоиться о силе или слабости валюты мировой сверхдержавы. Но в этом мы не одиноки. Европейский банк предоставил 63 миллиарда долларов, а Банк Японии - 17 миллиардов долларов для кредитно-финансовых институтов, чтобы они не испытывали нехватки "зеленой" наличности и не случился бы обвал американской валюты. Теперь ожидают весьма вероятного решения Федеральной резервной системы США о снижении банковской учетной ставки, то есть - удешевления кредита для поддержания деловой активности на всех широтах. Таким способом осуществляется наднациональное государственное регулирование мировой экономики.
Поэтому российское руководство предприняло единственно возможные прагматичные меры по успокоению населения, еще не забывшего, как гайдаровская гиперинфляция убила веру в рубль. Сейчас нельзя было позволить убить веру в доллар. Причины многообразны. Во-первых, нужно сохранить от обесцененения долларовые запасы Центробанка. Ведь они идут на выплату гигантских процентов по внешнему долгу, служат инструментом регулирования злополучного обменного курса, выполняют роль стабилизационного стратегического резерва на случай кризиса.
Во-вторых, ориентированные на экспорт отечественные производители в случае подорожания рубля понесли бы колоссальные убытки. А именно они наполняют госбюджет, из которого выплачиваются зарплаты врачам и учителям, содержатся армия и суды.
В-третьих, "теневой" сектор, составляющий, по разным оценкам, до 40 процентов отечественного экономического потенциала, оперирует "черным налом", имеющим ярко выраженный "зеленый" оттенок. И, наконец, как забыть окутанные пеленой таинственности личные сбережения соотечественников, оцениваемые, по очень скромным подсчетам, в 20 миллиардов долларов.
Так что правительство, встав на защиту репутации американского доллара, позаботилось об интересах и государства, и нас с вами. Сегодня наш бизнес в широком плане - как государственный, так и частный, - с волнением знакомится каждое утро с котировками акций на ведущих биржах, отслеживает изменения рыночной конъюнктуры в отношении традиционных экспортных товаров из России, просчитывает колебания твердых валют...
И это нормально. Это самое весомое подтверждение того, что Россия стала полноправным участником движения по скоростной магистрали, называемой мировой экономикой, рыночными мирохозяйственными связями.