ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР НА ТВЦ?

Ведущий передачи "Постскриптум" Алексей Пушков занимается профессиональной политической аналитикой с 1976 года. Преподавал шесть лет в высших учебных заведениях. Читал лекции в университетах США и Европе, опубликовал более 400 научных статей в российских и зарубежных СМИ. Готовил речи и аналитические записки по внешней политике для Михаила Горбачева. В настоящее время готовится к выходу своей передачи в новом сорокаминутном формате

- С 16 сентября "Постскриптум" начинает регулярно выходить в субботнем эфире ТВЦ. В чем изменилась концепция передачи?
- "Постскриптум" выходит с июля 1998 года. Сначала это была тридцатиминутная воскресная передача, затем в течение года выходили каждый день поздно вечером. За год ежедневного телевещания, судя по рейтингам, программа утвердилась. Однако смотреть ежедневную аналитическую программу готов достаточно ограниченный круг телезрителей. Кроме этого, что такое десятиминутный комментарий? Реально за такое короткое время можно говорить только на одну тему. За десять минут я успеваю лишь поставить вопрос, дать его краткую предысторию, кратко проанализировать ситуацию, привлечь мнение одного или двух политиков или экспертов и сделать вывод.
И вот в связи с этим у руководства ТВЦ возникла идея поставить программу в полновесном сорокаминутном формате, в котором и выходят все аналитические передачи. Причем поставить в субботу, так как в России именно выходные дни, особенно вечерний эфир, традиционно занимают аналитические программы. Это, по моему мнению, даст новый импульс для развития "Постскриптума". В июле и августе мы уже выпустили три пробные программы. Вы, наверное, знаете, что обычно после смены формата передач их рейтинги обычно падают. У нас же получилось наоборот. "Постскриптум" закрепился на хороших рейтингах, достигнутых за год, а по некоторым данным, и опередил "Итоги".
- Кроме этого, сорок минут дают возможность развернуться, вывести аналитику на более широкий уровень...
- Вы правы. В новом формате моя передача станет своеобразным политическим театром. Речь не идет о театре абсурда или эксцентричном театре, хотя клоунов у нас в политике, как известно, тоже хватает. Любой квалифицированный аналитик или политик понимает, что телевидение - это прежде всего политическое шоу. А у каждого шоу есть композиция и постановочная часть. То есть у меня появляется возможность выстраивать некоторую режиссуру программы. В этом-то и заключается главное отличие.
- Будут ли внесены какие-то изменения в содержание "Постскриптума"?
- Разумеется. В сорокаминутной передаче, как правило, можно сделать 5-6 сюжетов. В каждой программе будет выделяться ключевая тема выпуска. Я принципиальный противник итоговых еженедельных передач с точки зрения "на этой неделе произошли такие вот события". Это неправильно. Я считаю, что надо вычленять ключевые события. На этой неделе, например, ключевой темой, совершенно очевидно, стали средства массовой информации и власть. Надо не просто информировать зрителя о том, что сказали Путин, Эрнст или Доренко. Это уже все знают. Зрителю, по моему мнению, надо говорить то, о чем ты сам думаешь по этому поводу. Ведущий должен иметь серьезное, обоснованное и достоверное собственное мнение. Иначе это уже не аналитика, а информация.
Далее: в каждом выпуске у меня будет присутствовать скрытая интрига. Например, ради чего состоялась очередная встреча Путина с Ельциным, заключен ли союз между Березовским и Гусинским, что планируют президентские аналитики, каким будет следующий ход Кремля? Существуют такие темы, о которых в прессе появляется слишком мало информации. В основном какие-то слухи. Я же собираюсь выяснять, что есть слух, а что есть реальность. Вскрытие неизвестного пласта информации тоже относится к аналитике. Обязательно будет подниматься и одна международная тема. Я постараюсь сделать "Постскриптум" не только умной, но и передачей интеллектуально-развлекательной.
- Есть ли у "Постскриптума" аналог на российских каналах?
- Я считаю, что нет. "Итоги" на НТВ я отношу к программам политического влияния, давления и целенаправленного информирования. "Зеркало" Сванидзе направленно на защиту существующей власти. Доренко же делал гиперавторскую программу, замешенную на финансовых и политических интересах Березовского...
Но, ведь авторская программа не является эквивалентом политического беспредела. Когда автор появляется на экране, он становится публичным лицом. А в обществе, как известно, приняты определенные нормы - этические, поведенческие и другие. Без них общество распадается. Так вот, самоконтроль (не стоит его путать с самоцензурой) должен быть у любого человека, который занимается политикой либо телевещанием. А люди, которые переступают за грань этих норм, напоминают мне "оторванные пушки" - во время бурь на старинных кораблях порой отрывались пушки и катались по палубам, снося все и вся. Считаю, что журналист может высказывать свое мнение, не нарушая при этом этических норм. Во всяком случае, я намерен идти по этому пути.