Волна забастовок, которые устраивают в Европе разгневанные скачком цен на горючее фермеры и водители автотранспортных компаний, накрыла и Британию. Из-за продолжающейся блокады нефтеперерабатывающих предприятий, персонал которых, по всей видимости, сочувствует стачечникам и не пытается прорвать пикеты, многие районы страны остались без бензина и дизельного топлива. Нет ни капли горючего на двух третях заправок, а у еще действующих выстраиваются многокилометровые очереди. Стремительно раскупаются канистры, чтобы запастись бензином впрок. В некоторых магазинах, как в далекие годы второй мировой войны, из-за трудностей с доставкой опустели прилавки и ограничивается отпуск товаров, прежде всего продуктов питания, в одни руки. Страна оказалась на грани паралича. Власти в отчаянии готовы мобилизовать 80 военных бензовозов и призывают производителей энергично взламывать блокаду, не останавливаясь ни перед чем.
Забастовка больно бьет не только по национальной экономике, но и по рядовым британцам. А они, замученные дороговизной бензина, в своем большинстве (78 процентов по опросу Би-би-си) пока поддерживают забастовщиков.
Хотя предвещавший грозу гром уже прогромыхал над Францией и Бельгией, разразившийся конфликт застал правительство лейбористов врасплох. В воздухе запахло уже политическим кризисом. Несмотря на успокаивающие заявления премьер-министра Тони Блэра и возобновление ограниченных поставок горючего, в основном для приоритетных служб - полиции, "скорой помощи", пожарной охраны и почты, - ситуация весьма напряженна. Как пишет "Дейли телеграф", правительство явно не хочет объявлять чрезвычайное положение и силой снимать блокаду, так как это вызовет повсеместное возмущение избирателей. "Премьер-министр прав, - продолжает газета, - когда говорит, что не пойдет на уступки демонстрантам. Политика не делается на баррикадах, но причина блокад в том, что правительство упорно игнорировало жалобы водителей грузовиков, фермеров и вообще всех тех, кто хотя бы иногда садится за руль автомобиля".
А ведь жителям Туманного Альбиона приходится платить за горючее гораздо больше европейских соседей, и это несмотря на то, что значительную часть потребностей в жидком топливе Соединенное Королевство удовлетворяет за счет собственной добычи нефти в Северном море. Объектом яростных нападок стали госналоги на горючее, составляющие на Британских островах до трех четвертей розничной цены на него. Газета "Индепендент" прямо пишет, что, хотя частично скачок цен на бензин вызван ростом мировых цен на нефть, главной причиной остаются налоги.
Между тем массовые протесты против непомерной дороговизны горючего перекинулись на Голландию и Германию, не прекращаются в Бельгии, к ним готовятся в Ирландии и Испании. Не до конца улеглась ситуация во Франции. Европа, как, впрочем, и весь остальной мир, неумолимо скатывается к грандиозному топливно-энергетическому кризису. Как с нескрываемой тревогой отметил президент ОПЕК, министр нефти Венесуэлы Али Родригес, "невиданно высокие мировые цены объясняются не только интенсивной спекуляцией на рынке, высокими налогами и тарифами на нефть и ее производные, но и во многом приближением возможностей увеличения добычи легких и средних сортов нефти к своему физическому пределу". В нынешнем кризисе, по его мнению, в значительной степени повинны высокие акцизы и тарифы на горючее. Недопустимо, заявил Родригес, когда производитель и экспортер получают лишь 16 процентов конечной цены продукта.
После того, как британское правительство пообещало рассмотреть вопрос о снижении акцизов на горючее, грузовики потянулись из центра Лондона. Но просвета в сгустившемся топливном кризисе пока не видно. Более того, ряд экспертов считает, что мрачное предупреждение Родригеса может вскоре стать реальностью.