Куда деваются рабочие руки

Рынок труда ждет не дождется квалифицированных специалистов

Проблемы и перспективы развития и достижения начального и среднего профессионального образования в столице обсуждались недавно на пресс-конференции «Выпускник московского колледжа — современный выбор работодателя» в департаменте образования города Москвы.

Ступень в карьере

С каждым годом на рынке труда становятся все более востребованными специалисты, которых порой грубовато называют «рабочие руки». В ходе пресс-конференции Сергей Мадилов, директор московского политехнического колледжа № 39, отметил: все больше выпускников школ объективно расценивают профессиональное образование не как этап для получения высшего образования, а как первую ступень в карьерной лестнице. Выпускники колледжей, получив востребованную и зачастую редкую профессию, быстро находят себе достойное место, нарабатывают стаж и получают бесценный опыт, при этом периодически проходя курсы повышения квалификации.

Примером такого успешного выпускника колледжа стал участвовавший в пресс-конференции молодой предприниматель, владелец автомастерской Алексей Батырев. Он рассказал, что после окончания школы для него не составило труда найти интересную работу, а позже и открыть свое дело. Он с гордостью говорил о том, что уже проходил курсы повышения квалификации на базе родного учебного заведения, политехнического колледжа № 2, и в скором времени собирается пройти еще подобные курсы.

Директор этого колледжа Алексей Петрушкевич с гордостью отметил, что их учебное заведение развивается темпами, соответствующими запросам студентов и выпускников. Он особо подчеркнул, что труд квалифицированного рабочего ценился всегда, а рынок труда нуждается не только в технологиях, но и в редких профессионалах. Алексей Петрушкевич рассказал о специальностях, которые можно получить в его учебном заведении: шорник, печник-каменщик, реставратор художественной ковки.

А Сергей Мадилов упомянул, что за последние четыре года колледжем было закуплено оборудование общей стоимостью 150 млн руб-лей. Между прочим, исправно функционируют также станки и машины, оставшиеся еще с советских времен. Студенты получают возможность познакомиться и со старым оборудованием, которое может им встретиться непосредственно на рабочем месте, и с новыми образцами. Тем не менее приоритетными являются новые, инновационные программы, которые внедряются в столичных колледжах.

Зарплата — как у юриста

Дарья Шурыгина, старший аналитик рекрутингового портала SuperJob.ru, рассказала о том, что число выпускников колледжей не отвечает запросам рынка труда. По ее словам, спрос на считающиеся непрестижными профессии (такие как токарь, маляр по металлу, оператор станков с ЧПУ, фрезеровщик, прораб, электрик, сварщик-электромонтажник, оператор производственной линии) гораздо выше, чем предложение. Кроме того, по озвученным Дарьей Шурыгиной данным, сегодня средний токарь может зарабатывать ежемесячно больше, чем средний юрист.

По оценкам департамента труда и занятости населения города Москвы, дефицит квалифицированных работников на предприятиях столицы составляет каждый год около 180 тысяч человек. На рабочие профессии, получить которые можно именно в колледжах, приходится 80% от указанного числа.

На вопрос о том, куда же пропадают рабочие руки, исчерпывающе ответил заместитель руководителя департамента труда и занятости населения города Москвы Виктор Иванов. По представленным им данным, ежегодно колледжи столицы выпускают от 25 до 27 тысяч профессионалов. Из них 10% сразу после выпуска попадают в армию, еще 40% поступают в вузы для продолжения обучения. То есть на рынок труда приходят примерно 50% выпускников, что, как нетрудно посчитать, составляет 12-13 тысяч человек.

Сергей Мадилов фактически подтвердил эти цифры на примере своего политехнического колледжа № 39. По его словам, 12% выпускников его колледжа идут в армию (расценивая службу в вооруженных силах как значимый этап своей карьеры), 30% поступают в вузы.

Системные связи

В подчинении департамента образования города Москвы сегодня находится 97 колледжей. Еще 80 — в подчинении у департаментов культуры, спорта и здравоохранения. Заместитель руководителя департамента образования Маргарита Русецкая сообщила следующее: 103 тысячи человек обучаются более чем по 90 рабочим специальностям.

Существующие сегодня столичные учреждения начального и среднего профобразования основаны в большинстве своем в 2005 году после вступления в силу постановления правительства Москвы о переустройстве существующих училищ и техникумов. Так, например, технологический колледж № 28 был создан в результате слияния трех государственных образовательных учреждений: профессионального лицея № 340, механико-технологического техникума мясной и холодильной промышленности, профессионального училища № 172. Кроме того, в 2006-м в состав колледжа вошел Республиканский политехнический техникум.

По словам Маргариты Русецкой, на реорганизацию и усовершенствование системы подготовки по рабочим специальностям за последние 10 лет было потрачено 7,5 млрд руб-лей. Результаты налицо: высококвалифицированные педагоги, дорогое оборудование, прочные системные связи между школами, колледжами и компаниями-работодателями. Есть все условия для поднятия престижа учебных заведений.

Стоит отметить, что современный образовательный комплекс по подготовке востребованных рабочих рук работает со всеми категориями учащихся. Алексей Петрушкевич рассказал о том, что школы для детей с ограниченными возможностями зачастую стремятся присоединиться к колледжам. К политехническому колледжу № 2, которым он руководит, не так давно примкнула одна из таких школ. В Москве, по данным городского департамента социальной защиты населения, на данный момент проживают около 250 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, и довольно большой их процент не могут найти работу. Сотрудничество между школами для детей с ограниченными возможностями и колледжами очень полезно в первую очередь для самих детей, которые получают возможность обучиться профессии и реализовать себя во взрослой жизни.

Как стать студентом колледжа

Поступить в столичный колледж можно после окончания школы. Выпускников 9-х классов в большинстве колледжей принимают на основании аттестата об общем образовании и результатов ГИА по русскому языку и математике. После 11-го класса для поступления также потребуются аттестат и результаты двух обязательных экзаменов ЕГЭ: по русскому языку и математике.

Бюджетных мест в большинстве московских колледжей достаточно, а курсы повышения квалификации зачастую проводятся на коммерческой основе. По словам Сергея Мадилова, в его политехническом колледже № 39 все 3 тысячи студентов обучаются бесплатно, еще 3 тысячи ежегодно проходят платные курсы.

Многие колледжи имеют общежития, но не принимают иногородних студентов. В общежития заселяют специалистов, приезжающих на курсы повышения квалификации из регионов. Программы обучения в московских колледжах зависят от уровня школьного образования студента и рассчитаны на сроки от 10 месяцев до 3 лет.

Где получить редкую специальность

Вышивальщица — колледж малого бизнеса № 4

Портной — колледж легкой промышленности № 5, колледж сферы услуг № 10

Вязальщица трикотажных изделий, полотна — технологический колледж № 24

Переплетчик — полиграфический колледж № 56

Сборщик обуви — колледж малого бизнеса № 4

Цветовод — колледж малого бизнеса № 4