Владимир Путин потребовал «жестко пресекать любые спекуляции» с землей при строительстве ЦКАД
«Не воровать!» — такое требование выставил президент Владимир Путин будущим строителям Центральной кольцевой дороги вокруг Москвы (ЦКАД). Получится ли?
«Необходимо жестко пресекать любые спекуляции и любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли», — сказал глава государства на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и Подмосковья. Подчеркнув при этом и без того высокую стоимость проекта — 300 млрд рублей. Хотя еще пару лет назад бывший губернатор Подмосковья Борис Громов называл цифру почти вдвое больше — примерно 17 млрд долларов (578 млрд рублей). Правда, это были первоначальные прикидки, и дорогу предполагали строить подлиннее — 530 км. Ныне разговор идет о 339-километровой магистрали первоначальной шириной в четыре полосы с дальнейшим расширением до шести-восьми полос.
Заметим, что в Китае на такие деньги теоретически можно построить 3000 км четырехполоски, в Бразилии — 2450 км, в Германии и Швеции — по 1200 км, во Франции — 1300 км (по данным Аудиторской комиссии Министерства финансов Франции).
Наши дорожники возмутятся — мол, сравнение некорректно. «За рубежом — в Европе, США и Канаде — в структуру затрат на строительство не входят затраты на подготовку территории (выкуп земли, вырубка лесов, а также вынос, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций). Эти функции берет на себя государство и оплачивает из других источников», — говорят в российском Министерстве транспорта.
Вопрос: почему же в России считают по-особому? Не потому ли, что, сваливая в кучу все затраты, легче прятать завышение смет, несусветные цены на материалы, раздутые затраты на технику, транспортные издержки и т. д.? Иначе откуда возьмутся «откаты», доходящие уже до 40 и даже 60%? Откуда миллионы на зарубежных счетах — своих (у коммерсантов) и близких родственников (у чиновников)?
Любая проверка дорожных строек Счетной палатой выявляет громадные нарушения — «прежде всего за счет необоснованных расходов на отселение граждан из зоны строительства и выкуп земельных участков» (из доклада в Госдуме Сергея Степашина). В Ивановской области при строительстве одной из дорог были выкуплены земельные участки в 10 раз большей площади, чем это предусматривала проектно-сметная документация. Но на скамью подсудимых не сел ни один чиновник.
А в какие гигантские суммы обходятся перевозки сыпучих материалов! Судя по официальным накладным, в Архангельской области песок везут за 40 км, песчано-гравийную смесь — за 80, щебень — за 330! И это еще не самые длинные концы...
К тому же российские дороги строятся очень долго (в Китае за 10 дней сооружается наш годовой объем) и совершенно некачественно (срок службы втрое ниже, чем в Канаде, где климатические условия не лучше). Ссылки на дешевизну китайской рабочей силы неправомерны: средняя зарплата в Поднебесной уже приближается к среднероссийской, а в нашем дорожном строительстве трудятся очень недорогие азиатские гастарбайтеры. В Европе, кстати, тоже среди дорожных рабочих немного коренных французов, немцев, бельгийцев. Но там есть и высокопрофессиональное управление дорожным строительством, и жесточайший контроль за ним.
В принципе именно на строительстве ЦКАД можно поставить уникальный эксперимент. Надо лишь разделить магистраль на три-четыре больших участка, и на один из них объявить тендер среди европейских (китайских, американских, канадских) дорожников. С условием: материалы и рабочая сила должны быть местными, остальное — ваше. И тогда мы поймем наконец, почему дороги веками считаются одной из главнейших бед России.