Дело в том, что выпуски новостей несут на себе в общем информационном пространстве страны особую идеологическую нагрузку: именно они учат, как к какому событию относиться
А тут такая напасть – интернет. Кто же будет ждать вечернюю программу «Время», когда обо всех важнейших событиях уже рассказано на десятках сайтов? Соответствующие выводы были сделаны.
Долгое время идеалом, так сказать, жанра был американский Си-эн-эн. Именно этот канал, созданный Тедом Тернером в 1980 году, первым предложил концепцию круглосуточного информационного вещания. К настоящему времени компания Си-эн-эн включает в себя полтора десятка новостных кабельных и спутниковых телеканалов, несколько радиостанций и сайтов. Программы Си-эн-эн доступны практически во всех странах мира, и во всевозможных рейтингах он неизменно занимает ведущие места, по общему количеству аудитории уступая, впрочем, Би-би-си. Звездным часом Си-эн-эн стала война в Персидском заливе в 1991 году, когда широкомасштабные боевые действия показывались в прямом эфире. Тогда и возникла поговорка: «Война начинается тогда, когда на место сражения прибывает съемочная группа Си-эн-эн».
Си-эн-эн всегда поражал своей вездесущностью, оперативностью и кажущейся объективностью. Со временем, правда, оказалось, что канал далеко не всегда бывает непредвзятым. В частности, многие аналитики оценили его освещение войны в Ираке как пропагандистское и построенное на штампах американской идеологии.
Тем не менее основные профессиональные уроки были усвоены всеми странами. И главный: для того чтобы круглосуточный информационный канал мог успешно функционировать, он должен иметь разветвленную сеть бюро во всех регионах планеты и устойчивую схему распространения сигнала. Это подразделения телеканала (телекомпании), работающие в регионах страны-производителя, а также в зарубежных странах. Бюро имеют свои помещения, свой транспорт, свою съемочную и передающую аппаратуру. Количество сотрудников бюро зависит от величины и информационной насыщенности регионов, а также от материальных возможностей компании.
Как правило, творческий штат бюро не превышает 10 человек, но во время крупных событий (войны, природные катаклизмы) он может быть значительно расширен. Хорошие сотрудники бюро – на вес золота. Они знают, к кому обратиться, случись что, и не хуже местных журналистов ориентируются в ситуации. У них хорошо налажены контакты с властью и силовыми структурами, что распахивает перед ними двери даже в самые закрытые места.
Телеканал «Вести 24» начал вещание в июле 2006 года, воплотив в себе всю мощь ВГТРК с ее многочисленными филиалами и бюро, с гигантской отлаженной структурой распространения сигнала и считающимся бездонным бюджетным финансированием. Канал имеет очень высокий профессиональный уровень не только информационных выпусков, но и аналитических и познавательных программ, также создаваемых в недрах холдинга.
Из недостатков можно отметить следующее: все лучшие сюжеты, вышедшие в течение дня на канале «Вести 24», практически полностью можно увидеть в эфире вечерних «Вестей» на «России 1». Причем и лица в кадре те же. То есть «Вести 24» нельзя считать полностью самостоятельным каналом со своей программной политикой, он лишь часть большой информационно-идеологической машины.
Рождение «Москвы 24» сопровождалось ехидными репликами: вот, мол, едва успел Собянин стать мэром, как тут же телеканал под себя сделал. Подобному отношению поспособствовал не слишком удачный первый день вещания. Как и подобает в таких случаях, запуск планировался с большой помпой.
Масштабная пиар-кампания, часы с обратным отсчетом на телеэкране. Но когда стрелка остановилась на нуле, ничего не произошло. Сначала зритель оказался в студии, заполненной непонятными прозрачными сооружениями, потом в кадре начали появляться разные люди, которые рассказывали о том, как здесь все устроено.
Создавалось твердое ощущение, что телевизионщики просто тянут время. Так оно и оказалось. Когда в студии появился московский мэр, с тем чтобы официально провозгласить старт «Москвы 24», тут все и закрутилось. Начались выпуски новостей и т.д.
Журналистам «Москвы 24» довольно быстро удалось избавиться от разных детских болезней: преувеличенной крутизны, подчеркнутой продвинутости и т.д. Канал стал полноценно выполнять информационную и просветительскую функции.
Новости на нем выходят каждый час, а по будням с 6 до 10 утра – каждые полчаса. В центре внимания – городские события. Часто ли героем становится Сергей Собянин? Да, часто. Но в целом выпуски вовсе не перенасыщены официозом. В них все же больше событий из той сферы, что мы называем повседневной жизнью города. И, что очень приятно, на экране всегда присутствуют плашки с постоянно меняющейся информацией о пробках и погоде в разных частях столицы.
Основное же эфирное время занимают познавательные и развлекательные фильмы на московскую тематику – от проблем ЖКХ до досуга. По поводу некоторых из сюжетов, правда, могут возникнуть вопросы. Ведь восторженный рассказ о каком-нибудь суперклубе минут на 20 на другом канале ни за что бы не поставили, обвинив авторов в откровенной «джинсе», а здесь это проходит на раз-два.
В целом же «Москва 24» представляет собой яркий, разнообразный и по-настоящему молодежный канал. Этому способствует не только возраст ведущих, отсутствие назидательности и яркая компьютерная графика с удобной навигацией по эфиру, но и характер сюжетов. Зрителю скорее будет представлена выставка в какой-нибудь модной галерее, нежели очень важная, но скучная экспозиция в музее с традициями. Не исключаю, что «Москва 24» не вызывает отторжения даже у хипстеров.
Телеканал Russia Today можно считать наследником знаменитого советского иновещания, на разных языках прочищавшего мозги зарубежным слушателям. Сегодня эта задача имеет более красивую формулировку: «Создание позитивного имиджа России в мире». Трудно сказать, насколько успешно именно она выполняется, но то, что главному редактору RT Маргарите Симоньян и ее единомышленникам с нуля удалось создать мощнейший телевизионный продукт, точно. Количество престижных профессиональных наград, полученных каналом, исчисляется десятками. RT – крупнейший поставщик новостного контента на международном видеохостинге, он стал первым в мире новостным телеканалом, который преодолел отметку в 1 млрд просмотров на YouTube.
В профессиональном сообществе к RT отношение далеко не всегда благосклонное. В свое время считалось, что инициатором создания канала и назначения его главным редактором Симоньян был лично Владимир Путин. Поэтому многих раздражали гигантские деньги, пошедшие на закупку суперсовременного оборудования, а также гигантские бюджеты, выделяемые из федеральной казны (в нынешнем году – 11,3 млрд рублей). Судачили о гигантских зарплатах корреспондентов и ведущих, многие из которых – граждане других стран.
Но в данном случае игра, видимо, стоит свеч. Телеканал в мире знают, цитируют, он пользуется влиянием. И это придает ему чувство уверенности и подталкивает к неординарным шагам. Одно только приглашение Джулиана Ассанжа, укрывающегося в посольстве в Лондоне, выступить в роли ведущего тематического цикла RT чего стоит!
Вот перечень круглосуточных информационных каналов, доступных российскому зрителю