Кто в эфире сутки напролет

Дело в том, что выпуски новостей несут на себе в общем информационном пространстве страны особую идеологическую нагрузку: именно они учат, как к какому событию относиться

А тут такая напасть – интернет. Кто же будет ждать вечернюю программу «Время», когда обо всех важнейших событиях уже рассказано на десятках сайтов? Соответствующие выводы были сделаны.

Образец для подражания

Долгое время идеалом, так сказать, жанра был американский Си-эн-эн. Именно этот канал, созданный Тедом Тернером в 1980 году, первым предложил концепцию круглосуточного информационного вещания. К настоящему времени компания Си-эн-эн включает в себя полтора десятка новостных кабельных и спутниковых телеканалов, несколько радиостанций и сайтов. Программы Си-эн-эн доступны практически во всех странах мира, и во всевозможных рейтингах он неизменно занимает ведущие места, по общему количеству аудитории уступая, впрочем, Би-би-си. Звездным часом Си-эн-эн стала война в Персидском заливе в 1991 году, когда широкомасштабные боевые действия показывались в прямом эфире. Тогда и возникла поговорка: «Вой­на начинается тогда, когда на место сражения прибывает съемочная группа Си-эн-эн».

Си-эн-эн всегда поражал своей вездесущностью, оперативностью и кажущейся объективностью. Со временем, правда, оказалось, что канал далеко не всегда бывает непредвзятым. В частности, многие аналитики оценили его освещение войны в Ираке как пропагандистское и построенное на штампах американской идеологии.

Тем не менее основные профессиональные уроки были усвоены всеми странами. И главный: для того чтобы круглосуточный информационный канал мог успешно функционировать, он должен иметь разветвленную сеть бюро во всех регионах планеты и устойчивую схему распространения сигнала. Это подразделения телеканала (телекомпании), работающие в регионах страны-производителя, а также в зарубежных странах. Бюро имеют свои помещения, свой транспорт, свою съемочную и передающую аппаратуру. Количество сотрудников бюро зависит от величины и информационной насыщенности регионов, а также от материальных возможностей компании.

Как правило, творческий штат бюро не превышает 10 человек, но во время крупных событий (войны, природные катаклизмы) он может быть значительно расширен. Хорошие сотрудники бюро – на вес золота. Они знают, к кому обратиться, случись что, и не хуже местных журналистов ориентируются в ситуации. У них хорошо налажены контакты с властью и силовыми структурами, что распахивает перед ними двери даже в самые закрытые места.

Сфера влияния: страна

Телеканал «Вести 24» начал вещание в июле 2006 года, воплотив в себе всю мощь ВГТРК с ее многочисленными филиалами и бюро, с гигантской отлаженной структурой распространения сигнала и считающимся бездонным бюджетным финансированием. Канал имеет очень высокий профессиональный уровень не только информационных выпусков, но и аналитических и познавательных программ, также создаваемых в недрах холдинга.

Из недостатков можно отметить следующее: все лучшие сюжеты, вышедшие в течение дня на канале «Вести 24», практически полностью можно увидеть в эфире вечерних «Вестей» на «России 1». Причем и лица в кадре те же. То есть «Вести 24» нельзя считать полностью самостоятельным каналом со своей программной политикой, он лишь часть большой информационно-идеологической машины.

Сфера влияния: город

Рождение «Москвы 24» сопровождалось ехидными репликами: вот, мол, едва успел Собянин стать мэром, как тут же телеканал под себя сделал. Подобному отношению поспособствовал не слишком удачный первый день вещания. Как и подобает в таких случаях, запуск планировался с большой помпой.

Масштабная пиар-кампания, часы с обратным отсчетом на телеэкране. Но когда стрелка остановилась на нуле, ничего не произошло. Сначала зритель оказался в студии, заполненной непонятными прозрачными сооружениями, потом в кад­ре начали появляться разные люди, которые рассказывали о том, как здесь все устроено.

Создавалось твердое ощущение, что телевизионщики просто тянут время. Так оно и оказалось. Когда в студии появился московский мэр, с тем чтобы официально провозгласить старт «Москвы 24», тут все и закрутилось. Начались выпуски новостей и т.д.

Журналистам «Москвы 24» довольно быстро удалось избавиться от разных детских болезней: преувеличенной крутизны, подчеркнутой продвинутости и т.д. Канал стал полноценно выполнять информационную и просветительскую функции.

Новости на нем выходят каждый час, а по будням с 6 до 10 утра – каждые полчаса. В центре внимания – городские события. Часто ли героем становится Сергей Собянин? Да, часто. Но в целом выпуски вовсе не перенасыщены официозом. В них все же больше событий из той сферы, что мы называем повседневной жизнью города. И, что очень приятно, на экране всегда присутствуют плашки с постоянно меняющейся информацией о пробках и погоде в разных частях столицы.

Основное же эфирное время занимают познавательные и развлекательные фильмы на московскую тематику – от проблем ЖКХ до досуга. По поводу некоторых из сюжетов, правда, могут возникнуть вопросы. Ведь восторженный рассказ о каком-нибудь суперклубе минут на 20 на другом канале ни за что бы не поставили, обвинив авторов в откровенной «джинсе», а здесь это проходит на раз-два.

В целом же «Москва 24» представляет собой яркий, разнообразный и по-настоящему молодежный канал. Этому способствует не только возраст ведущих, отсутствие назидательности и яркая компьютерная графика с удобной навигацией по эфиру, но и характер сюжетов. Зрителю скорее будет представлена выставка в какой-нибудь модной галерее, нежели очень важная, но скучная экспозиция в музее с традициями. Не исключаю, что «Москва 24» не вызывает отторжения даже у хипстеров.

Сфера влияния: весь мир

Телеканал Russia Today можно считать наследником знаменитого советского иновещания, на разных языках прочищавшего мозги зарубежным слушателям. Сегодня эта задача имеет более красивую формулировку: «Создание позитивного имиджа России в мире». Трудно сказать, насколько успешно именно она выполняется, но то, что главному редактору RT Маргарите Симоньян и ее единомышленникам с нуля удалось создать мощнейший телевизионный продукт, точно. Количество престижных профессиональных наград, полученных каналом, исчисляется десятками. RT – крупнейший поставщик новостного контента на международном видеохостинге, он стал первым в мире новостным телеканалом, который преодолел отметку в 1 млрд просмотров на YouTube.

В профессиональном сообществе к RT отношение далеко не всегда благосклонное. В свое время считалось, что инициатором создания канала и назначения его главным редактором Симоньян был лично Владимир Путин. Поэтому многих раздражали гигантские деньги, пошедшие на закупку суперсовременного оборудования, а также гигантские бюджеты, выделяемые из федеральной казны (в нынешнем году – 11,3 млрд рублей). Судачили о гигантских зарплатах корреспондентов и ведущих, многие из которых – граждане других стран.

Но в данном случае игра, видимо, стоит свеч. Телеканал в мире знают, цитируют, он пользуется влиянием. И это придает ему чувство уверенности и подталкивает к неординарным шагам. Одно только приглашение Джулиана Ассанжа, укрывающегося в посольстве в Лондоне, выступить в роли ведущего тематического цикла RT чего стоит!

Что мы смотрим

Вот перечень круглосуточных информационных каналов, доступных российскому зрителю