К доске, школяр!

Как должна выглядеть современная российская школа? Как в Казани

Реформа школьного образования вряд ли возможна без технического переоснащения самих учебных заведений. Учить в современном мире на технологиях прошлого века просто невозможно. К счастью, в России уже есть вполне продвинутые школы. Правда, по большей части это заслуга не государства, а администрации учебных заведений и их преподавателей. Одним из таких примеров является казанская школа № 9.

Государственная средняя общеобразовательная школа № 9 города Казани была основана в 1975 году, сейчас в ней учатся 950 человек. В период с 2006 по 2011 год в школе насчитывалось уже 19 интерактивных досок SMART. Тем не менее этого все равно было мало. И тогда руководство приняло решение использовать все возможные гранты, призовые фонды конкурсов и поддержку со стороны государственных ведомств, чтобы пополнить бюджет школы и направить его на приобретение современного интерактивного оборудования.

«Первыми в нашей школе, кто полюбил интерактивные доски SMART, стали преподаватели математики,- говорит Галина Геннадьевна Латышева, директор школы. — Учителя с более чем 20-летним стажем сразу же оценили их преимущества и начали использовать доски на каждом уроке».

«Речь идет о внимании и зрительной памяти, — говорит Татьяна Анатольевна Гибадулина, учитель математики, — SMART Board позволяет отмечать любые точки на координатной плоскости. Чертить графики теперь стало намного интереснее. У кого-то из учеников больше развито визуальное восприятие, а кому-то проще изучать предмет, самостоятельно выполняя практические задания. И те и другие получают возможность эффективнее усваивать материал». Интерактивные инструменты SMART Notebook MathTools предоставляют гибкость при исследовании соотношения между таблицами и графиками, создании линейных графиков. Это позволит вам продемонстрировать математические понятия как в символической, так и в числовой форме, используя различные типы графиков.

«Мне нравится, что данное программное обеспечение распознает написанные от руки математические уравнения: это означает, что существует возможность быстро вводить формулы от руки, решая уравнения и строя графики, — рассказывает еще один учитель математики Резеда Хабировна Мифтякова. — Входящие в MathTools геометрические фигуры и формы также оказались очень полезны. Мы способны производить с ними различные действия — например, разделять их на части в процессе объяснения темы «Дроби».

Вообще интерактивная доска SMART Board поможет провести незабываемый урок благодаря использованию обширного ассортимента мультимедийных ресурсов, которые можно использовать ежедневно и на каждом уроке. Для того чтобы обеспечить учителей доступом ко всем образовательным ресурсам и материалам компании, был создан интернет-ресурс SMART Exchange. Он способствует профессиональному общению учителей с коллегами, с его помощью они могут обмениваться материалами для проведения уроков.

Еще один из примеров работы с «умными» досками — это изучение зоологии и ботаники. Интерактивные уроки варьируются от изучения видов семейств животных и растений, например млекопитающих, земноводных или сложноцветных, в случае с растениями, до исследования ареалов их обитания. Другой предмет, в изучении которого полезны возможности досок, — это анатомия. Такие ее разделы, как физиология, строение тела и размножение человека, можно подробно осветить на уроках с использованием библиотеки готовых материалов, доступ к которой есть непосредственно в программном обеспечении SMART Notebook. Интерактивные доски крайне удобны для демонстрации взаимодействия органов тела, например органов дыхательной и кровеносной систем.

Есть ряд предметов, наиболее сложных для восприятия, например цитология: клетка имеет очень маленький размер, и ученикам очень трудно ее себе представить. Функции увеличения изображений и манипуляции объектами помогают наглядно объяснить процесс деления клетки и клеточных организмов, таких как вирусы или бактерии, и это помогает учащимся лучше понять изучаемую тему.

Благодаря интерактивным доскам уроки становятся динамичными. Ученики могут выполнять задания на соответствие — сопоставляя определения и названия научных терминов или изображения и названия животных, «на лету» проверять значения новых слов с помощью виджетов онлайн-словаря или энциклопедии. Встроенная поддержка системы для проведения опросов SMART Response позволяет, не переключаясь в другое приложение и не выходя из файла урока, провести анонимное тестирование знаний или полноценный тест, а затем сохранить его результаты для переноса в ведомость.

«С помощью интерактивных технологий от компании учителя способны открывать для своих учеников новые миры, совершая вместе с ними виртуальные путешествия в лаборатории, в среду обитания флоры и фауны, внутрь человеческого тела и к ядру Земли», — считает Галина Геннадьевна Латышева.