В 91-м году система рухнула. Другой вопрос, что возвели взамен. Но проблема с парикмахерской (в широком смысле) исчезла сама собой. Все учреждения службы быта и торговли в условиях возникшей конкуренции быстро вышли на уровень, не отличимый от западного, несмотря на все разговоры о загадочной русской душе. Оказалось, что при определенной зарплате менталитет становится вполне европейским.
Так почему же на 22-м году рыночных и прочих реформ в России при небывало высоких ценах на нефть и неуклонно растущем ВВП не решены самые главные социальные проблемы? И, по-моему, первая среди них - медицина.
Так уж получилось, что мне почти подряд довелось побывать в коммерческом медицинском центре (по мелкому поводу) и в обычной городской больнице. Да нет, не совсем обычной - в одной из лучших больниц Москвы - уже по поводу весьма серьезному. В коммерческом центре оперативность, вежливость, предупредительность, техническое оснащение и практические навыки персонала - все на запредельном, до сих пор непривычном для бывшего советского человека уровне. Ерундовую микрооперацию - удаление, попросту говоря, прыща на лице провели так, будто от этого зависела жизнь. Но и заплатить за удовольствие пришлось 10 000 рублей, то есть примерно среднюю месячную зарплату россиянина.
А вот в городскую больницу мы приехали по подозрению на камень в почке. Жена лежала там пару лет назад, ей блестяще сделали сложную операцию (тоже не бесплатно, но дело того стоило), и мы просто решили: от добра добра не ищут. Однако почки оказались в норме, знакомый врач направил к другому, другой - к третьему, и визит "по блату" превратился в штатное обращение в больницу. В приемном покое мы провели почти шесть часов: анализы, обследования, порою болезненные, никакой возможности поесть и отдохнуть, томительное ожидание и полная неизвестность. И непрерывный поток людей с хворями и увечьями разной степени тяжести - тот еще психологический фон для человека с неясной и тревожащей болью в животе! В итоге к вечеру, когда нам категор ически предложили госпитализацию с туманным диагнозом, но в отделение неотложной хирургии, уже не было сил сопротивляться. Хотя некоторые писали заявления об отказе и уезжали домой. Жена оставила заявление на следующий день, когда я договорился со знакомым врачом об амбулаторном лечении в его частном кабинете. Разумеется, за деньги.
А там, в клинике, мы не заплатили ни рубля. Хотя порывались, особенно нашим знакомым урологам. В приемном отделении желание платить постепенно слабело, а на этаже и в палате растаяло окончательно. Там витал тоскливый дух советской райбольницы: затхлость, пропитанная знакомыми до тошноты лекарствами, пополам с испарениями чудовищного сортира, одного на всех. Ну и кормежка (другого слова не подберешь) - соответствующая...
Таково по сей день унылое лицо нашей страховой медицины. И обиднее всего, что средства в нее вкладываются немалые, и притом наши, кровно заработанные. И оборудование обновляется, и лекарства закупают, и зарплаты у персонала уже не совсем символические. Хотя, конечно, не хватает им, и левачат они, крутятся как могут, и пациенты мнутся, жмутся, не ведая кому и сколько платить...
Ну до чего же нескладно все! А ларчик, как всегда, открывается просто. Не должно быть бесплатной медицины. Вообще. Человек среднего достатка готов платить за свое лечение, только дайте ему возможность делать это официально. И вот вам средства на обустройство больниц и на зарплату. И совсем не обязательно стоимость любого анализа выражать числом с тремя нулями, как в коммерческих клиниках, - хватит и двух, только деньги надо платить непосредственно за труд медиков и сразу. А уж потом те, кому полагается, получат компенсацию от государства или от фирмы, в которой работают. Но платить обязаны даже те, у кого денег нет совсем. Они должны заранее оформлять право на льготы, а клиники - выставлять им счета на полную сумму, а государство - оплачивать немедленно.
И все "больницы для бедных", а именно таковыми и являются наши государственные медучреждения, должны оказывать тот минимальный комплекс услуг, которого достоин каждый человек. Набор этих услуг в условно бесплатных и в самых шикарных клиниках может различаться только на какие-то предметы роскоши, а никак не на отсутствие туалета в палате (что должно стать санитарной нормой) или отсутствие постоянного внимания к больному.
Но в этом случае оклады врачей, сестер и даже уборщиц повсюду должны быть такими же, как в лучших коммерческих центрах. Иначе нельзя. Не хватит денег от пациентов? Конечно, не хватит. Разницу обязано погасить государство. Есть у него эти деньги.
И не говорите мне, что я опять начинаю с парикмахерской. Что может быть важнее здоровья нации? Образование? Так ведь ошибки в этой сфере сказываются через поколение, а недолеченные, залеченные и покалеченные страховой медициной умирают прямо сегодня.