- Осень у порога, а вы только про торги вспомнили, - возмутился заместитель губернатора Александр Касацкий. Молодой, но степенный градоначальник Дмитрий Шапотько пояснил, что ждал письменного уведомления: дадут денег или нет. Ну неудивительно ли - городская администрация в двух шагах от областной, а чиновники сидят и бумагу ждут!
Вот так работает бюрократия. Объясняются письмами, строить начинают ближе к зиме. И все по закону Паркинсона: чем хуже дела, тем толще чиновничья прослойка. Губернатор Николай Денин решил упорядочить расходы областной казны на ее содержание. Получилось, что за каждого жителя Брянска, к примеру, городской администрации причитается 200 рублей. Но выяснилось, что чиновничий аппарат требует в два с лишним раза больше. То есть 97 миллионов рублей отдай бюрократии только за то, что она есть.
- По нашим оценкам, еще семь лет назад число муниципальных служащих в области превышало норму на 1300 человек, - говорит Денин. - Руководители исполнительной и представительной властей в поселениях, где нет никакого производства, имеют высокую зарплату, транспорт. На школьную крышу лист шифера не могут найти, а персональную машину вынь да положь! В самой системе организации власти заложен скандал - ссорятся от безделья.
Специалисты говорят, что чиновников в стране втрое больше необходимого - уже почти полтора миллиона. По расчетам обладминистрации, в Брянской области всех управленцев должно быть 3250.
Но сегодня эту "квоту" выбирают одни муниципалы. И чем слабее район, тем больше там чиновников. Городское ЖКХ тратит 75 процентов доходов на зарплату управленцев. Причем деньги, которые вносит население, сначала пропускают через чиновничьи коридоры, и лишь тонкий ручеек достигает домоуправлений. В немногих частных конторах, работающих в этой сфере, один управленец приходится на 25 работников. А в муниципальных ЖКХ чиновников в 2 - 3 раза больше нормы.
Когда начали выяснять, чем занимаются чиновники, то выяснилось, что за заместителями главы в некоторых районах не закреплено ни одной функции. А зачем нужен чиновник без сферы ответственности? Громадны штаты у энергетиков: на проводах "висят" гроздья посредников, и каждый такой "дядя" накручивает свои проценты. На глазах разбухает представительная власть - уже принято решение об увеличении числа депутатов областной Думы. Власти живут явно не по средствам. Между тем собственные доходы бюджета Брянска не превышают 54 процентов. А в глубинке на порядок хуже: Клинцовский район - 6 процентов, Мглинский - 8, самый богатый Дятьковский зарабатывает на собственное пропитание только пятую часть потребности. При этом в половине муниципалитетов зарплата председателей советов народных депутатов превышает 14 тысяч рублей. Тогда как, например, в колхозе "Ленинское Знамя" Стародубского района в месяц в среднем получают 540 рублей. У председателей райсоветов немного обязанностей: открыть сессию, поговорить об извечных проблемах, хлопнуть стакан... Связь между благосостоянием народа и отдельно взятого "слуги народа" не прослеживается, но внимания на это уже не обращают.
- Наш бюджет как черная дыра, - жалуется работник областной администрации, занимающийся реформированием аппарата. - Цифры страшные, система управления уродлива. Чем больше передаточных звеньев, тем хуже она работает.
Брянский губернатор, взявшийся урезать аппетиты бюрократии, имеет право уменьшить трансферты. Этот рычаг уже применен при разработке бюджета-2007. По замыслу сокращение подачек должно отразиться на нижестоящих звеньях. Но можно предположить, что чиновники попытаются компенсировать свои материальные потери за счет мздоимства. В итоге урезанная пайка может оказаться у народа, а сама бюрократия продолжит жить припеваючи. В конце концов, именно столоначальники распределяют казенные деньги, а сам себя бить по карману никто не станет. Так, может, пора принять федеральный закон, который приведет в соответствие количество населения и число правителей разных мастей?
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ "ТРУДА"
Как видим, армия чиновников стремительно и неуклонно растет, особенно резко - в 2005-м. Только в территориальных органах федеральных министерств и ведомств в конце прошлого года работали 560 тысяч управленцев, годом ранее их было 433 тысячи, а 11 лет назад - 346 тысяч.
Могучий бюрократический поток захлестнул и органы местного самоуправления. В минувшем декабре здесь числилось без малого полмиллиона работников (если точно - 464,5 тысячи), но процесс формирования этих муниципальных структур в конце прошлого года не был завершен, так что окончательный итог подводить рано.
Средняя зарплата в органах исполнительной власти субъектов Федерации была в первом квартале нынешнего года 17 818 рублей, а в органах местного самоуправления - 10 260. Но кое-где материальные стимулы оказались гораздо выше. В Рязанской и Мурманской областях, Хабаровском крае - 30-32 тысячи, Ненецком автономном округе - 46 тысяч, в Ханты-Мансийском а.о. - 55 тысяч.
Росстат теперь не пу бликует данные о зарплате в центральных аппаратах министерств и ведомств, законодательной, судебной власти и других. Но, по моим расчетам, в 2006 году на зарплату почти полутора миллионов работников государственной власти и местного самоуправления потребуется не менее 240 миллиардов рублей.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский:
- В регионах, где слабо развита экономика, как правило, выше социальное расслоение, больше поляризация в обществе. Чиновничество там представляет собой своеобразную замкнутую касту, в руках которой находится административный ресурс. В этих условиях бюрократы активно используют любые возможности для увеличения собственных доходов. Отсюда высокие зарплаты и премии, которые чиновники себе выписывают. География этого явления весьма обширная. С методом "своя рука - владыка" можно столкнуться и на периферии, и в центральной части России. Но особенно это характерно для республик Северного Кавказа, где наиболее высокий показатель доли бюджетных расходов на госаппарат. Однако первая попытка обуздать бюрократов и показать им "пределы разумного" была предпринята года два назад прокурором Владимирской области. В этом, мягко говоря, небогатом регионе зарплаты местных чиновников были гораздо выше, чем у чиновников федеральных. Не слышал о каких-либо серьезных последствиях владимирского разбирательства, тем не менее эта прокурорская инициатива создала судебный прецедент.
А КАК У НИХ?
Уже больше четверти века Франция проводит политику передачи ряда властных функций органам местного самоуправления - на региональном, департаментском и коммунальном уровнях, исходя из принципа: чем ближе к проблеме, тем легче ее решить. Так в муниципалитете небольшого городка Ванв, что под Парижем, мне рассказывали, что, помимо местных налогов, получаемых как с предприятий, так и с жителей, треть бюджета составляют средства, поступающие от государства через региональные и департаментские структуры. Деньги это не маленькие - примерно 15 миллионов евро. Главные расходы - это уборка мусора, обеспечение инфраструктуры школьного образования, поддержание порядка (здесь есть своя муниципальная полиция), социальные программы. Все расходы, включая зарплату мэра и его заместителей, утверждаются муниципальным советом, в который входят представители как партий, одержавших победу на последних местных выборах, так и их политических противников. Это значит, что мэру города надо быть постоянно начеку и не подставиться, к примеру, решив самостийно поднять зарплату кому-либо из своих помощников. Кстати, ни он, ни его заместители не имеют служебных машин, а пользуются личным транспортом.