ПРИВЕТ НАМ ОТ ТАЙВАНЧИКА

С этого понедельника повторы матчей недавнего чемпионата мира по футболу, которые на РТР в течение двух недель показывали в середине дня, перешли на ночные часы. Болельщики ворчат: если прежде удавалось в рабочее время хоть краешком глаза увидеть эпизоды захватывающей спортивной борьбы на экране включенного телевизора, то теперь приходится полуночничать ради любимой игры, а в итоге работа все равно страдает.

Но как бы ни сетовали любители спорта, они на самом деле благодарны телевидению за его пристрастие к повторам: это же ни с чем не сравнимое удовольствие - снова пережить все перипетии бескомпромиссных футбольных баталий или других столь же масштабных и ярких событий. Думаю, многие российские зрители не согласятся с мнением популярной столичной газеты, опубликовавшей в минувший четверг категорическое мнение о наших телеповторах: "ни в одной цивилизованной стране мира подобное дежа вю просто невозможно".
Повторы стали своего рода ноу-хау отечественного ТВ. Зрители старшего поколения, уверен, помнят эпоху "живого", не знавшего видеомагнитной записи (ВМЗ) эфира. Тогда повторять можно было разве что кинофильмы - все остальное на телеэкране существовало в единственном экземпляре. А сегодня мы уже привыкли: большинство передач, не только фильмы и сериалы, появляются в эфире во второй раз.
Прежде у телевизионщиков было хорошее правило - в публикуемых заранее недельных программках сообщать о всех повторах, с указанием даты выхода в свет "первого издания". Потом, когда каналов стало много и большинство зрителей не успевало следить за премьерами передач, о повторах "из скромности" упоминать забывали. Теперь уже ни один канал даже под пыткой не признается, что под видом новой предлагает нам уже прошедшую однажды программу. Выпускающие следят лишь за тем, чтобы в летнюю жару ведущие или гости не оказались в свитерах и чтобы в тексте не прозвучала ненароком какая-нибудь давняя дата. Беспощадно вырезают все это в монтаже.
Чаще всего повторяют из часа в час одни и те же информационные сюжеты. Чуть-чуть обновленные, они кочуют из одного выпуска новостей в другой, составляя картину событий дня. К этому привыкли не только мы, но и телезрители всего мира: такова практика телерадиомониторинга того, что происходит на планете. Другое дело - повтор итоговых еженедельных политических программ. Вы не увидели в воскресенье вечером Е. Киселева в "Итогах"? Пожалуйста, можете лицезреть его в понедельник с утра. То же самое и с парфеновскими "Намедни". А "Момент истины" к вашим услугам по вторникам, вскоре после полудня.
Я сам, признаться, не раз ратовал за то, чтобы "фирменные" аналитические передачи ведущих каналов повторялись. Хотя понимаю: не дело это, чтобы каналы-производители своей волей определяли общественное значение выпускаемой ими в эфир продукции. Ценность ее обнаруживают зрители и, если она высока, стараются всеми силами не пропустить передачу в тот час, когда она выходит. Ну а, как говорится, кто не успел - тот опоздал.
Повторяя свои еженедельные аналитические программы, каналы, как нетрудно догадаться, борются за политическое влияние в обществе. В других случаях повторы продиктованы рейтинговыми, коммерческими соображениями. Я как-то писал о занятном случае: показанный одним из каналов старый фильм "Три плюс два" стал по числу зрителей чемпионом российского сезона среди всех телепрограмм. Ровно через год, день в день, его повторили там же еще раз. И что же: теперь он не вошел даже в тридцатку популярных передач даже одной, текущей, недели.
Говорю это к тому, что повтор, перефразируя известного киноперсонажа, - дело тонкое. Умение программистов почувствовать "общественный заказ", проникнуться настроениями, витающими в зрительской среде, оценить происходящее на других каналах, прежде чем сделать свой выбор, - дорогого стоит. Вот, скажем, в последнее время разные телеканалы (на этой неделе - ОРТ) брались показывать в своем эфире ставший уже классическим милицейский сериал "Следствие ведут знатоки". Двадцать с лишним серий-дел, знакомые многим до последнего слова, снова собирают немалое число зрителей.
Телевизионщики, ставящие "Знатоков" в эфир, делают это вовсе не из ностальгических чувств. Они ориентируются на потребности значительной части зрительской аудитории, которой порядком надоели нынешние кровавые и пьяные "ментовские" многосерийки, заполонившие все каналы. Пал Палыч Знаменский, Шурик Томин и Зиночка Кибрит на фоне их сегодняшних коллег выглядят не только интеллигентными идеалистами, бескорыстными служителями отчизны, но и психологически сложными натурами, личностями.
А вчерашний эфир принес пример того, как можно тонко, со знанием политической ситуации и ожиданий публики поставить в сетку вещания повтор старой передачи. На ОРТ нам показали тот выпуск "Кумиров", что посвящен замечательным фигуристам, мастерам танца на льду Ирине Моисеевой и Андрею Миненкову. Они в свое время немало пострадали от разного рода интриг и сложностей в судейском корпусе. Были не раз близки к верхней ступени пьедестала на состязаниях самого высокого мирового уровня, пользовались безоговорочной любовью и поддержкой публики, но оставались вечно вторыми.
Сегодня, когда газеты и телеэкраны полны рассказов о роли некоего Тайванчика в судьбе отечественного фигурного катания, - повтор "Кумиров" оказался очень кстати. Уверен, что рейтинг у них может оказаться даже выше, чем во время премьеры.