10 ЛЕТ ВОЙНЫ И 15 ДНЕЙ ПЕРЕМИРИЯ

Всю минувшую неделю индийский штат Джамму и Кашмир служил иллюстрацией того, что нетерпимость, взращенная на межконфессиональной почве, живет и здравствует.

Коллизия, питающая эту человеческую трагедию, сводится к простому делению - на мусульман и на индуистов. Жители Джамму и Кашмира в основной массе поклоняются пророку Мухаммеду. Их соседи, приверженцы индуистской религии, оказались в явном меньшинстве. Они и становятся первыми жертвами исламских экстремистов.
Выпуски последних новостей напоминали в эти дни боевые сводки. В деревне Погал в районе Джамму убиты 11 индусов. Накануне поздно вечером, когда рабочие-индусы на кирпичном заводе в Мирбазаре к югу от Сринагара, "летней" столицы штата, уже спали, боевики открыли огонь на поражение - погибли 19 человек. Чуть ранее совершено нападение на полицейские посты вдоль дороги, ведущей к храму Амарната, куда устремляются индуистские пилигримы. Как всегда, число жертв среди гражданских лиц несоизмеримо выше: пули сразили двоих полицейских и двоих террористов, но рядом полегли 25 "случайных свидетелей".
В прошлый четверг рядом с отделением Государственного банка Индии, где сотрудники службы безопасности получают зарплату, боевики сперва отвлекли, а вернее, привлекли внимание, бросив гранату, а затем, через 20 минут, когда собралась толпа, взорвали автомашину с подложенной бомбой. Итог: девять человек убиты, 25 ранены, включая Прадипа Бхатиа, нашего коллегу, журналиста одной из ведущих газет страны "Хиндустан таймс". Ранены еще четверо репортеров, поспешивших на место происшествия.
За одну из этих террористических вылазок взяла на себя ответственность исламистская организация "Хизбул муджахедин", самая влиятельная из полутора десятков военизированных бандформирований, которые на протяжении почти 11 лет ведут борьбу за выход Кашмира из состава Индии. За это время террор унес жизни, по разным сведениям, от 25 до 30 тысяч человек. Недавно появился повод для сдержанного оптимизма: "Хизбул муджахедин" пошло на перемирие, чтобы сесть за стол переговоров с индийскими властями.
Договориться не удалось. По меньшей мере по двум причинам. Во-первых, экстремисты настаивали (возможно, по совету со стороны) на извлечении "кашмирской занозы" с помощью трехстороннего консилиума, что подразумевало подключение Пакистана. Но Дели твердо стоит на той позиции, что судьба Кашмира - сугубо внутреннее дело Индии, и продолжает обвинять Исламабад в подпитке сепаратистов оружием и деньгами. А во-вторых, "Хизбул муджахедин" опасается, и не без основания, что другие исламисты-радикалы не простят ей уступок властям.
Перемирие длилось 15 дней. Стороны вернулись на исходные боевые позиции.