Было бы абсолютно неверно, как это делают многие, суть известного конфликта в военном ведомстве, перешедшего все нормы офицерской этики, сводить только к личным взаимоотношениям маршала Игоря Сергеева и его первого заместителя генерала армии Анатолия Квашнина. Хотя они действительно далеки от нормальных. Об этом после заседания Совета безопасности в конфиденциальной беседе рассказал мне один из высокопоставленных офицеров Генерального штаба, причастный к стратегическому планированию. Все, по его словам, намного сложнее. Корень проблемы в разном понимании (причем не только названными военачальниками) характера угроз нашей национальной безопасности и путей ее укрепления. Точку в этом противостоянии и призван был поставить Совбез.
Что происходило в российской армии все последние годы? Возобладало мнение, что нормальных, сбалансированных Вооруженных сил нам еще долгие годы создать не удастся - не позволят хилые экономические возможности страны. Тогда И. Сергеев настоял, чтобы те финансовые крохи, что все же перепадали военным на закупку новых вооружений, были брошены только на совершенствование российского ядерного щита, точнее, одной его наземной составляющей. 93 процента выделяемых денег Министерство обороны направляло на создание и постановку на боевое дежурство в Ракетных войсках стратегического назначения межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования "Тополь-М". Таким образом, максимальным напряжением военного бюджета Россия ежегодно выставляла по 10 таких ракет на смену тем, что по возрасту выводились из боевого состава. В этом легко углядеть профессиональные пристрастия министра обороны - в прошлом главкома именно РВСН. Но он, по всей видимости, искренне полагает, что под ядерным "зонтиком" Россия сумеет отсидеться, пока экономическая ситуация не улучшится. И любые серьезные угрозы ей будут нипочем. А там с Божьей помощью восстановим и вовсе развалившиеся сухопутные войска, авиацию, флот.
Эта логика безупречна, если считать, что основные угрозы стране в ближайшей перспективе исходят, скажем, от США и НАТО. Впрочем, и тогда по меньшей мере дискуссионным является вопрос: а сколько нужно ядерных ракет, чтобы в любой ситуации остановить НАТО? Паритета с Соединенными Штатами в стратегических вооружениях мы уже никогда иметь не будем, да, скорее всего, оно и ни к чему. А у нас пока еще только в РВСН исправно служит 771 межконтинентальная баллистическая ракета с 3605 боевыми блоками. Правда, гарантийные сроки эксплуатации на многих из них вот-вот окончатся, однако кое-что все-таки останется.
Генштаб ломает голову над другим: все более очевидно, что главная опасность на ближайшую перспективу для нас исходит вовсе не с Запада. Самым уязвимым стратегическим направлением, по многим данным, становится южное. Исламский фундаментализм может оказаться для нас силой куда более грозной, чем натовские танковые дивизии. Локальные бои, что идут в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, в ближайшие годы в куда более серьезных масштабах могут перекинуться и на Россию. Пока орды талибов и их союзников в Афганистане кое-как сдерживает Ахмад Шах Масуд. Хотя его силы на исходе, и исламисты уже контролируют почти всю свою страну. Претензии на соседние государства бывшей советской Средней Азии экстремисты не особенно и скрывают. А дальше - Россия. Сегодня на этом направлении военной угрозе противопоставить нам нечего - у нас там нет даже пограничных застав.
Выход, рассказал мой собеседник, один: срочно разворачивать на южных рубежах боеспособную войсковую группировку. Минимальная расчетная численность - 50 тысяч штыков. Где взять людей и деньги на это? Резервы генерал армии Квашнин нашел в РВСН - вот тут-то его конфликт с Сергеевым и выплеснулся на поверхность.
Надо признать, что предложения Генштаба выглядят логично и не случайно Совбез с ними согласился. Ни на одну ракету никто не посягает. Вопрос лишь в раздутом аппарате управления стратегических ракетчиков, включающем в себя главкомат, 4 ракетные армии, отдельную армию предупреждения о ракетном нападении и 19 ракетных дивизий. Самое любопытное, ни одно из этих звеньев технологически не принимает никакого участия в осуществлении гипотетического ядерного удара. Команда от президента страны поступает прямо на шахтную установку, и стратегическая ракета стартует. Вполне может оказаться, что командующий армией РВСН о том, что его ракеты уже на пути к цели, узнает последним. Резонный вопрос: так ли нужны эти многотысячные и дорогостоящие штабы? Если исключить расходы на них - найдутся деньги и на силы общего назначения. Так, говорит наш источник, рассуждают Генштаб и его начальник Квашнин. Однако тогда РВСН как вид Вооруженных сил действительно исчезает, от него остаются только отдельные полки, которые вполне могут войти в состав ВВС. И уже ВВС станут полностью отвечать за исход военной борьбы в сфере "воздух-космос".
На уровне теории с этим согласны все, даже стратегические ракетчики. Только чтобы делалось все не сегодня - "когда-нибудь". Потому что ликвидация главкомата РВСН, армий и дивизий - это же и крушение конкретных генеральских карьер, заброшенные гарнизоны, деньги, квартиры, машины и так далее. Вот тут-то Игорь Дмитриевич Сергеев, как представляется, и дал слабину, ведомственные интересы своего детища поставив в чем-то выше государственных. Совет безопасности его поправил. Ликвидация РВСН как самостоятельного вида ВС РФ признана неизбежной. Чтобы не навредить делу, при этом хвост кошке решили рубить по частям - случится ликвидация только к 2006 году. Военно-космические силы и противоракетную оборону летчикам передадут еще раньше. Бюджетные потоки внутри Министерства обороны будут перераспределены с ядерных сил в пользу сил общего назначения. Значит, Россия не будет ежегодно ставить на дежурство по десятку новых "Тополей-М", зато оборонные заводы получат заказы на самолеты, танки, пушки. Их наверняка повезут на юг, туда, где Россия попытается прикрыться новыми гарнизонами от новых напастей. Вопрос только в том, есть ли у нас на это время...
За комментарием итогов заседания Совета безопасности "Труд" обратился к председателю Комитета Госдумы по обороне генералу армии Андрею НИКОЛАЕВУ.
- Есть все основания полагать, что состоявшийся Совет безопасности РФ будет носить этапный характер для всего процесса военного строительства. Обратите внимание на такой принципиально важный момент. Пожалуй, впервые глава государства, назвав Вооруженные силы России неэффективными, дал объективную оценку всему тому, что происходило последнее десятилетие в области военной реформы. Уже это позволяет надеяться, что будет положен конец хаотичным, бессистемным и непродуманным, по преимуществу субъективным подходам к реформированию армии и флота, суть которых свелась к их механическому сокращению и перекосам в соотношениях между видами и родами войск.
Надеюсь также, что за словами о необходимости четкого экономического обоснования военной реформы стоит не прежнее стремление всячески "сэкономить" на армии, а понимание того, что для адекватного ответа на реально существующие и вероятные угрозы безопасности страны требуется серьезное напряжение возможностей государства, и в первую очередь экономических.