Не торгуйтесь на «Славянском базаре»

Праздник в Витебске стоек к любой политической погоде

В среду, 13 июля, в Витебске в 31-й раз открылся международный фестиваль искусств «Славянский базар». От первого праздника, состоявшегося в далеком 1992-м, его отделяют не только три десятилетия — то была совсем другая реальность, из которой представить себе нынешнее состояние славянского мира (если только тут уместно это слово!) было просто невозможно.

Тогда, спустя полгода после распада СССР, «Славянский базар» задумывался как торжество единства трех братских стран — Белоруссии, России и Украины. Славянские республики, озадаченные свалившейся вдруг на их головы самостийностью, вовсе не собирались рвать тесные культурные связи — наоборот, «Славянский базар» задумывался для их укрепления.

На фестиваль также приглашались артисты из других республик. В рамках «Базара» ежегодно проходил конкурс молодых исполнителей, где побеждали Таисия Повалий, Руслана, Теона Дольникова, Петр Елфимов, Димаш Кудайберген, а потом и детский конкурс. Над летним амфитеатром Витебска каждое лето витал крепкий дух Советского Союза. И даже когда Украина взяла курс на Запад, украинские музыканты продолжали ездить на «Славянский базар». В 1998-м фестиваль стал совместным проектом Союзного государства России и Белоруссии, однако в его расписании оставался День культуры Украины.

После 2014-го украинских гостей на фестивале стало меньше, но они все равно приезжали — украинцы, жившие в России. Музыкальная программа «Славянского базара» при всем уклоне в былую советскую эстраду составлялась разнообразно: находилось место и для молодежных дискотек, и для сольных ночных рок-концертов. Жители Витебска с удовольствием ходили на все шоу, искренне отрываясь хоть на концерте Баскова, хоть на «Сплине» и не особо заморачиваясь идеями славянского братства. Но политика такая штука: ты ее в дверь — она в окно...

В 2020 году «Славянский базар» был одним из немногих офлайн-фестивалей в мире, охваченном ковидными ограничениями. Но ряды поющих поредели: не все артисты решились ехать в страну, где коронавирус отрицался на государственном уровне. А спустя год фестиваль лишился некоторых гостей и после масштабных протестов против несменяемого Батьки, щеголявшего в Минске с автоматом, пусть даже и незаряженным. Не все готовы рисковать репутацией:

Нынче, когда Россия и Белоруссия из-за ситуации на Украине оказались на грани культурной изоляции, стало еще сложнее. Кто-то отказывается, кого-то внесли в неофициальные запретные списки. Тем не менее разрешенных артистов пока хватает. Николай Басков, Григорий Лепс, Сергей Безруков, Денис Майданов, «Хор Турецкого», Елена Ваенга, Лариса Долина, Игорь Николаев, Владимир Пресняков, Наталья Подольская, «Земляне», Денис Мацуев, из молодых да модных — Galibri & Mavik: Белорусская сцена представлена неизменными «Сябрами», Дидюлей и Русланом Алехно, украинская — живущей в Москве Таисией Повалий (благодаря ей идея фестиваля формально выдерживается — есть представители всех трех славянских народов).

Для поддержания международного статуса едут «Оризонт» из Молдавии и Arabesque из Германии. Чем-то похоже на возвращение к советской традиции, когда в СССР приезжали на гастроли из Америки верные друзья пролетариата и прочих угнетенных — Поль Робсон и Дин Рид. И ничего, что дома их избалованная публика вниманием не жаловала. Нам самим тогда не то что хиппующий «Вудсток», но и вполне тривиальное «Евровидение» казались плодом запретным. И вот ощущение железного занавеса возвращается.

Ну что ж, нам это не впервой. Пережили тогда, даст Бог, переживем и сегодня. Так ведь?