Минтранс готовит рекомендации по организации парковочного пространства в малых городах и поселках. Чем это обернется для жителей?
Москвичи, конечно, давно привыкли к тому, что в огромном городе нет клочка земли, где можно без оплаты приткнуть свой автомобиль хотя бы на час. Но так то столица, мегаполис как-никак. А теперь Минтранс готовит рекомендации по организации платных парковок и в малых городах, и в поселках. Понятно, это самый простой способ пополнения бюджета, но они точно там нужны? Там ведь с общественным транспортом плохо, метро нет, зарплаты смешные...
Вопрос, нужны ли платные парковки на окраинах больших городов, отпал сам по себе — они появляются даже там, куда машины заезжают лишь изредка. И вот рука Минтранса уже тянется к малым городам и даже поселкам. Чиновники прямо говорят, что новые модели организации паркинга позволят пополнять муниципальные и городские бюджеты. Иными словами: за научным обоснованием последует увеличение числа платных парковок. Что же получается: скоро бесплатно парковаться нельзя будет даже в какой-нибудь деревне Кукуевка? Только у себя в гараже?
«Я недавно прочитал стенограмму, как в одном из российских городов горсовет обсуждал введение платной парковки, — рассказывает Антон ШАПАРИН, вице-президент Национального автомобильного союза. — Ни единого слова не было сказано про трафик, про то, как разгрузить город, — речь шла только про деньги! Во многих городах тяжело с бюджетом, и они хотят монетизировать городское пространство, смотрят на Москву. В столице парковочное место приносит в день больше, чем номер в пятизвездочном отеле. Причем вложений почти никаких: нарисовал разметку, поставил столбики для оплаты — вот вам и статья дохода!»
Между тем уровень автомобилизации в России ниже, чем в большинстве стран Европы, утверждает эксперт. Машин мало: мы еще не прошли этап насыщения страны автомобилями. А пробки у нас потому, что отсутствует инфраструктура, не строится необходимое количество дорог. Наши города, спроектированные преимущественно в советское время, к автомобильным стадам не адаптированы. Надо вкладывать деньги в развитие городского пространства, плата за парковку не решение вопроса.
Сейчас платные парковки уже есть в 19 крупных городах России. Среди них Москва, Петербург, Воронеж, Пермь, Казань, Краснодар, Ставрополь, Екатеринбург, Курск, Сочи. Первопроходцем, конечно, была столица. Однако многие столичные автовладельцы жалуются, что после введения платных парковок легче ездить не стало, пробки никуда не делись. А вот в поисках парковочного места столичным жителям приходится метаться и наматывать круги: места дорогие, и их катастрофически не хватает. Плата в городе взимается не только в часы пик, но и ночью. Часто невозможно припарковаться рядом с больницами и школами. А в последнее время платные парковки распространились даже на окраины — появились в тех местах, где совершенно не нужны. И нарушить не получится: везде висят камеры, которые фиксируют ситуацию и выставляют штрафы.
Почему так получается? В Москве, вместо того чтобы структурировать парковочное пространство, сначала сделали парковки самым дефицитным товаром, а потом объявили: «Город перегружен, давайте повышать тарифы», объясняет Шапарин. В результате парковки в нашей столице — одни из самых дорогих в мире, эта цена просто неподъемна для рядового горожанина. Кроме того, москвичам ни разу не рассказали, что на деньги, собранные с парковочного пространства, где-то построили многоуровневый подземный паркинг. Хотя было бы разумно их направлять именно на развитие транспортной инфраструктуры. Многие жители уверены, что их деньги с парковок идут на бесконечную перекладку тротуарной плитки, и, конечно, их это возмущает.
Логично: граждане должны понимать, за что они платят, но нам ничего не объясняют. Любой автовладелец и так отдает государству больше положенного — например, и топливные акцизы, и налоги за автомобиль. Вы знаете, что в цене бензина налогов 70%? А теперь и вовсе придумали, по сути, вот такой налог на парковку, который будет изыматься из наших карманов...
Вероятно, в малых городах эти средства тем более уйдут на затыкание дыр в городском бюджете, уверены эксперты. А цены на них будут дорогими, потому что для муниципальных властей парковка будет источником пополнения бюджета, которого постоянно не хватает.
«При этом в больших городах, таких как Москва или Петербург, по крайней мере хорошо развит общественный транспорт, есть метро, много такси, — рассуждает Ян ХАЙЦЕЭР, вице-президент Национального автомобильного союза. — А в малых городах нет ни метро, ни хорошо работающего транспорта. Там машина просто необходимость. Люди много лет ждали возможности приобрести свой автомобиль, чтобы ездить в магазин, на работу или на рынок пусть на старенькой и плохонькой, но своей машине. Может, чиновникам стоило бы выехать из Москвы и посмотреть, как живут провинциальные города, как люди там перемещаются? Возможно, тогда появятся другие меры регулирования, иной, более системный подход, нежели платные парковки».
P.S. Специалисты уверены, что надо не лишать людей возможности пользоваться автомобилями — нужно наводить порядок: прежде всего организовать в городах движение, отладить работу светофоров, строить пешеходные переходы, создавать парковочные места, ремонтировать дороги. Возможно, тогда и пробки начнут быстрее рассасываться. Не нравится хаотичная парковка — поставьте запрещающие знаки, штрафуйте, чтобы не нарушали. А уж если эти методы не помогут, тогда давайте (там, где действительно есть проблемы) вводить плату, сокращать время стоянки автомобилей. В разумных пределах и при возможности оплачивать это населением страны!
Тема, конечно, не закрыта, наверняка продолжение последует.