После ухода Голливуда наши кинотеатры стали превращаться в рассадники нелегального контента
В славном городе Братске на днях закрылся кинотеатр с символическим названием «Голливуд». По иронии судьбы, причиной столь печального для местных синефилов события стал уход голливудских фильмов из нашего проката. «Голливуд» — далеко не единственная площадка в нашей стране, которая пострадала от американских санкций. Ассоциация владельцев кинотеатров еще в апреле объявила о закрытии или приостановке работы примерно 36% всех кинозалов в стране. Летом — традиционно низком для кинотеатров сезоне — ситуация резко обострилась...
Владельцы киносетей сообщают о сокращении выручки за первое полугодие на 60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 70% по сравнению с допандемийным 2019 годом. То же самое происходит и с посещаемостью кинотеатров. Так, количество зрителей за первую июльскую неделю составило всего 800 тысяч человек. Это минимальный показатель за многие и многие годы. Для сравнения: в 2019 году за первую прокатную неделю июля посмотреть фильмы пришли 4,5 миллиона человек. То есть, посещаемость кинотеатров за короткий срок упала более чем в пять раз!
Стараясь спасти финансы, которые поют романсы, владельцы кинотеатров увеличивают стоимость билетов, а это еще больше отпугивает зрителей от походов в кино. Но, конечно, не 260 рублей, которые приходится выложить за билет (такова нынче его средняя стоимость по стране), стали причиной массового оттока зрителей из кинотеатров. Причина в другом: на экране нет фильмов-событий, фильмов-аттракционов, нет настоящих зрительских хитов. Российская киноиндустрия, которая якобы находилась «в удушающих объятьях американского кино», оказалась не готова заполнить экран конкурентоспособными фильмами в ситуации, когда «большой Голливуд» сам ушел из нашей страны.
За истекшее полугодие на экраны вышло 104 новых российских релиза, поделился с «Трудом» актуальной информацией аналитик кинорынка Сергей Лавров. Совместными усилиями они собрали в наших кинотеатрах почти 4 миллиарда рублей, но только на их производство было потрачено более 9 миллиардов. Из этих 104 картин, спешно выброшенных на экраны, чтобы залатать зияющие бреши в афише, лишь шесть лент вернули затраченные на них деньги. А остальные бесславно провалились в прокате, в том числе и такие высокобюджетные фильмы, как «Своя война. Шторм в пустыне» Алексея Чадова, «Аманат» Рауфа Кубаева и Антона Сиверса, анимационная лента «Кощей. Похититель невест». А более дешевые в производстве ленты, не имеющие бюджета на рекламу, наш зритель просто не заметил.
Нельзя сказать, что кинотеатры ничего не делают для своего спасения. Выпускают в повторный прокат советскую и зарубежную киноклассику — сейчас, например, на экраны выходят «Шербургские зонтики» Жака Деми — фильм-победитель Каннского фестиваля 1964 года. Осваивают новые формы работы с публикой: проводят кинолектории, показывают в записи популярные спектакли московских театров. 9 июля в кинотеатрах 62 городов страны — от Москвы и Питера до Ижевска и Старого Оскола — был организован показ матча за Суперкубок России по футболу. Но футбол все-таки лучше смотреть на стадионе или в спортивном баре с кружкой пива, а в кинотеатрах зрители все же хотят наслаждаться эмоциями от просмотра новых фильмов.
Идя, что называется, навстречу пожеланиям трудящихся, в ряде городов страны стали выпускать на экраны нелегальные копии санкционных картин с любительским дубляжом. Так, в кинотеатры Астрахани, Самары, Томска, Кургана, Ярославля, Казани, Липецка, Уфы (всего 14 городов) стали возвращаться голливудские фильмы, премьеры которых были объявлены, но впоследствии отозваны из-за ограничений против России. Среди этих киноновинок — «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном, «Морбиус» с Джаредом Лето, «Фантастические твари: Тайны Дамблодора», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Мир Юрского периода: Господство», анимационная лента «Я краснею»...
Все эти показы подаются, как деятельность киноклубов, которые арендуют у кинотеатров залы, но, конечно, являются чистой воды пиратскими акциями. Наши власти пока смотрят на происходящее сквозь пальцы, но подобный правовой беспредел долго длиться не может. В этой ситуации Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству, на днях показательно заговорил о параллельном прокате или принудительном лицензировании в сфере кинопоказа, что может придать возвращению западных фильмов на наши экраны очертания законности.
Но пока такого федерального закона нет, наши кинотеатры начинают повсеместно превращаться, с одной стороны, в рассадники пиратского контента, с другой стороны, в фитнес-центры и массажные салоны. Как по мне, оба варианта хуже.