В Саратовской области правоохранители запретили проведение рок-фестиваля «Неформат Саратов»
Организаторов мероприятия обвинили в экстремизме и поддержке бунта в Пугачеве. Об этом сообщает журнал «Общественное мнение».
В селе Генеральское Энгельсcкого района Саратовской области с 12 по 14 июля должен был пройти музыкальный фестиваль «Неформат Саратов. Здесь лишних нет!». Помимо выступлений малоизвестных рок-групп на мероприятии планировалось проведение файер-шоу, песни у костра, дружеские турниры по футболу, волейболу, бадминтону. Также на фестивале должен был выступить почетный гость из Москвы – группа «Монгол Шуудан».
Однако вечером 12 июля на площадку, где должно было проводиться мероприятие, прибыли сотрудники полиции и представители Центра по борьбе с экстремизмом при региональном ГУ МВД. Они заявили о том, что фестиваль не состоится.
«Среди прибывших полицейских был и руководитель полиции Энгельсского района, который сначала заявил мне, что наш договор с собственником площадки расторгнут, из-за чего мероприятие не может состояться», – рассказывает организатор фестиваля Елена Коваленко. На самом деле, с договором было все в порядке. Тогда начальник полиции придумал другой вариант: он начал угрожать организатору задержанием и обвинил в том, что фестиваль не согласован с районной администрацией. Однако, как утверждает Коваленко, с организацией мероприятия не было никаких проблем.
Тогда организатор связалась с региональным отделением ЛДПР. Представители партии отправились в Генеральское, однако руководитель полиции уехал в райотдел, не дождавшись их. Потом туда же доставили и организатора фестиваля. «В отделе мне дали подписать предупреждение о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства и продолжали оказывать давление: якобы я под видом фестиваля планировала провести сбор в поддержку волнений в Пугачеве и вообще, что я экстремист», – рассказывает Коваленко.
Она отрицает всю возможную связь мероприятия с национальной враждой: «Фестиваль планировался еще за год до его проведения, когда в Пугачеве и в помине не было никаких волнений. К тому же, наше мероприятие далеко от политики, мы не допускаем на него националистические и экстремистски настроенные группы. Наша цель – продвигать молодых музыкантов, а не политиков».
На фестиваль из Саратова должен был отправиться автобус с участниками. Однако и с этим возникли сложности: когда началась посадка, к организатору подошли сотрудники полиции и поинтересовались, не едет ли автобус в Пугачев. После некоторой задержки музыканты все же отправились в дорогу, но в Энгельсе автобус остановили и досмотрели. До места проведения он так и не добрался: после проверки силовики приказали водителю возвращаться в Саратов.
Таким образом, фестиваль был практически сорван. Вместо запланированного мероприятия под открытым небом организаторам удалось провести лишь небольшой концерт в саратовском байк-клубе Oldschool.
По мнению полицейских, главным источником экстремизма на фестивале являлась группа «Монгол Шуудан»: «Они анархисты, а, следовательно, экстремисты».
Группа «Монгол Шуудан» существует с 1988 года. Сами музыканты определяют свое музыкальное направление как «анархо-рок». Основной тематикой песен является тема гражданской войны 1918–1922 годов. За время своего существования «Монгол Шуудан» выпустил 18 альбомов, пять из которых концертные, и 3 сингла.
Продюсер группы Василий Захаров дал комментарий «Русской службе новостей». Он заявил, что «Монгол Шуудан» действительно поддерживает пугачевские волнения: «Когда кавказцы поддерживают друг друга – это нормально. Когда русские пытаются не дать себя унизить и оскорбить, нас обвиняют в фашизме. Это называется двойные стандарты. Мы будем играть там, где нас ждут и куда нас приглашают».
Участники фестиваля намерены обратиться с жалобой к президенту Владимиру Путину на саратовских полицейских. Судя по всему, местные власти очень испугались пугачевского протеста и готовы обвинить в экстремизме всех подряд, лишь бы не допустить настоящего «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Кто возместит организаторам рок-фестиваля, участникам и несостоявшимся зрителям убытки, неясно. Наверное, никто. Зато полиции удалось продемонстрировать силу, способную остановить культурную жизнь и вмешаться в планы тысяч людей. Вот только хватит ли этой силы для разрешения межнациональных проблем в стране? Этот вопрос остается открытым.