"ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК" - ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Еще лет пятнадцать назад на тульских военных заводах днем и ночью трудились 150 тысяч рабочих, инженеров, конструкторов, ученых. Получали они столько же, сколько металлурги и шахтеры. Зарплаты, по тогдашним меркам, считались не маленькими. Средний возраст работников "почтовых ящиков" был 40 лет. За свое будущее оружейники не волновались. Они были уверены, что, уйдя на пенсию, безбедно встретят старость на милых душе "шести сотках", а их рабочие места займут молодые, образованные люди.

Но пришло время обвала экономики, нищенских заработков - порою с полугодовой отсрочкой выплаты. Самые квалифицированные рабочие, инженеры, конструкторы, ученые побежали с военных заводов, из НИИ и КБ... Сейчас региональный военно-промышленный комплекс переживает кадровую катастрофу.
На тульских оборонных предприятиях осталось лишь около 65 тысяч работников. А правительство и президент призывают поднимать отрасль с колен. И вот опытные тульские кадровики пошли по знакомым адресам - звать назад уволившихся высококлассных специалистов. А они не соглашаются.
Согласно официальным данным, средний возраст работников тульской "оборонки" сейчас - 56 лет. Но многие из оставшихся на предприятиях стали пенсионерами в 50 и в 55 лет, проработав долгие годы на так называемых вредных производствах. Поэтому можно утверждать, что среднестатистический труженик регионального ВПК - пенсионер. Это означает, что через 8-10 лет на военных заводах некому будет работать. Уже сейчас возле всех проходных развешаны призывы: требуются слесари, инженеры, станочники... Но мало кого может устроить зарплата в 3-4 тысячи рублей в месяц. Дефицит кадров растет. Рабочей молодежи нет. Прежняя система профтехобразования развалилась.
Правда, Тульский госуниверситет в полной мере сохранил количество "оборонных" специальностей. Да толку мало. Получив дипломы оружейников, молодые специалисты не хотят идти на военные предприятия, в НИИ и КБ, где им предлагают оклады в 1500-1800 рублей в месяц.
Чтобы заманить на работу молодежь, директора тульских военных заводов вышли с инициативой об "армейской броне". Отсрочку от призыва в армию получают только молодые работники двух госпредприятий. Директорам хочется, чтобы такую льготу дали всем военным заводам вне зависимости от формы собственности. Как решится вопрос - пока непонятно. Но "оборонку" поднимать нужно.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ:
- Ситуация, о которой сообщает наш корреспондент из Тулы, увы, характерна для большинства предприятий российской "оборонки". Многолетнее практическое отсутствие государственного заказа на производство оружия и военной техники, отечественный вариант бездумной конверсии, обернувшейся тотальным разрушением высокотехнологичного производства... Как следствие - задержки, а то и полное отсутствие заработной платы... В 1990 - 1995 годах мы закупали всего по 4 процента вооружений и военной техники от уровня, достигнутого в СССР. В 1995 - 2000 годах и вовсе по 1 проценту от тех благословенных для "оборонки" времен. Естественно, многие цеха, в которых делали оружие, удивлявшее боевым могуществом мир, обезлюдели.
Впрочем, и это еще не все. В Министерстве обороны РФ отмечают невиданное прежде снижение качества все же выпускаемого кое-где оружия и боевой техники, в том числе идущей на экспорт. Причина - снижение профессионального уровня рабочих и инженерно-технического персонала, падение технологической дисциплины и деградация испытательно-экспериментальной базы. К тому же до 80 процентов оборудования в отрасли безнадежно устарело.
Остановить этот развал может одно - достаточный уровень гособоронзаказа и устойчивое его финансирование. Это вроде бы и предусматривает государственная программа вооружений на 2001 - 2010 годы. С первого же года "работы" программы начался устойчивый рост ассигнований: в 2001 году - 50 миллиардов рублей, в 2002 году - 80 миллиардов рублей, в нынешнем - 109,8 миллиарда рублей. Но, во-первых, слишком много упущено, и разрушительные процессы, шедшие почти полтора десятилетия, быстро вспять не повернуть. А во-вторых, недавняя проверка Счетной палаты показала, что фактически от этих теперь уже немаленьких сумм на сами закупки оружия и боевой техники расходуется не более 25 процентов денежных средств. Остальное уходит на ремонт, модернизацию и т.д. В итоге военные заводы в большинстве продолжают простаивать.
Сергей ИЩЕНКО.