РАК УЖЕ СВИСТНУЛ

Название этой болезни - безжалостной и скоротечной - многие даже стараются вслух не произносить, дабы не накликать беды. Но есть люди, которых это слово нисколько не раздражает, наоборот: страшный недуг позволяет им вести довольно безбедное существование. Мы имеем в виду многочисленное племя шарлатанов-"целителей", вьющихся вокруг онкологических клиник.Между прочим, когда заболела близкая родственница одного известного экстрасенса, тот срочно обратился в онкологический институт, а вовсе не к коллегам по цеху.Теперь онкологические заболевания молочной железы первой и второй стадии излечиваются у 80 процентов женщин, половина из них возвращается к активной трудовой деятельности.

Как возникают околораковые мифы? К примеру, известная писательница, автор "иронических детективов", признается журналистам в том, что несколько лет назад врачи диагностировали у нее четвертую стадию раковой опухоли. Но она жива - и пишет романы. А все благодаря тому, что опухоль "заговорил" ее знакомый врач-психотерапевт.
Возможно ли такое? Некоторые ученые считают, что опухоль поражает людей, не довольных собственной жизнью. Из-за постоянного стресса их организм как бы настраивается на саморазрушение. Правда, механизм возникновения злокачественной опухоли до конца не ясен даже мировым светилам, но... вдруг виной всему действительно стресс? Значит, рак действительно можно "заговорить"?
- Нет, нельзя, - утверждает директор Российского онкологического научного центра им. Н. Блохина (РОНЦ), член-корреспондент РАМН, профессор Михаил Давыдов. -- Но вокруг онкологии всегда крутится много шарлатанов. Все подступы к нашему центру оклеены объявлениями "целителей", которые гарантируют быстрое и полное исцеление от рака.
Как-то раз в одной из телепрограмм Давыдову пришлось вести дискуссию с целой группой знахарей и экстрасенсов, якобы "специалистов по онкологии". Однако фактических доказательств чьей-либо болезни и выздоровления они не представили - только свое "честное слово" и нескольких якобы излеченных людей. Зато пытались протолкнуть через Госдуму закон, вынуждавший Минздрав финансировать "нетрадиционную медицину".
- Родственники, особенно родители заболевших детей, бегают по экстрасенсам, а к нам приходят, когда уже поздно, - продолжает М. Давыдов, - Казалось бы, невежество. Но целители умеют убедить. Они в отличие от истинных ученых всегда дают гарантии. На Западе тоже есть своя "нетрадиционная медицина", но там законы работают более жестко. У них страховая медицина контролирует эффективность медицинской деятельности, в том числе и целителей.
Вообще "рак", по словам Михаила Давыдова, понятие собирательное. Под этим термином кроется свыше двухсот злокачественных опухолей различной природы, происходящих из эпителия, то есть определенных дифференцированных слоев ткани. Создать препарат, который один мог бы победить все это раковое "семейство", пока не удается. Но, как считает М. Давыдов, в ближайшие 10 - 15 лет наука достигнет значительно большего понимания механизмов возникновения рака, произойдет консолидация фундаментальных и клинических дисциплин, благодаря чему появятся новые, более совершенные противоопухолевые средства.
А пока лекарственные препараты приходится применять в основном импортные, очень дорогостоящие. К сожалению, отечественная фармацевтическая промышленность, по мнению доктора Михаила Давыдова, не отвечает современным требованиям по безопасности, чистоте и токсичности. И хотя поддержка отечественного производителя - задача благородная, но требования к отечественной продукции должны быть те же, что и к импортной.
- Четверть века назад, когда я был еще ординатором, - рассказывает Давыдов, - один мой коллега, обрадованный научными достижениями того времени, вернулся с Женевского симпозиума и сообщил, что "химиотерапия - это похоронный звон по хирургии". Вот и звонят уже 25 лет... Нынешняя химиотерапия - при всех своих достижениях - остается достаточно тяжелой, токсичной.
И все же целый ряд злокачественных опухолей излечивается сегодня именно терапевтическими методами. В детской онкологии химиотерапия - основной способ лечения. И если раньше выздоравливало 30 процентов детей, то теперь - 95. Всего десять - пятнадцать лет назад рак молочной железы "лечили" исключительно скальпелем. Теперь онкологические заболевания молочной железы первой и второй стадии излечиваются у 80 процентов женщин, половина из них возвращается к активной трудовой деятельности. Тенденция в онкологии такова: там, где терапия эффективна, она лидирует.
- Хирургия действительно стала не калечащей, а сохранной, - считает профессор, академик Российской академии естественных наук Август Гарин. По его словам, сегодняшние передовые методы лечения (комбинированное сочетание химио- и лучевой терапии) помогают полностью излечить многих больных или значительно продлить им жизнь. Самое же новое, что есть в мире, - био- и генотерапия, создание вакцин. Главное - распознать опухоль на ранней стадии.
- Противораковая борьба - это не только совершенствование методов лечения, - считает заместитель директора РОНЦ, директор Института экспериментальной диагностики и терапии опухолей Анатолий Барышников, -гораздо важнее ранняя диагностика и профилактика. Но, к сожалению, большинство пациентов поступают в клиники слишком поздно.
Российский онкологический научный Центр им. Блохина - уникальное научно-исследовательское учреждение, не имеющее аналогов в мире. Это самый крупный центр в Европе (и в России), который лидирует по целому ряду программ. Достижения центра "идут" в практическую медицину благодаря работе кафедр повышения квалификации. Ежегодно здесь повышают квалификацию 500 - 600 врачей из всех российских регионов.
Для оценки эффективности лечения рака сейчас в мире используют специальные маркеры, разработанные под руководством академика РАН, выдающегося ученого, лауреата премии "Триумф", патриарха отечественной экспериментальной онкологии, а также заведующего лабораторией иммунохимии РОНЦ Гари Абелева.
- Наши маркеры помогают установить, нет ли рецидива, прошла ли операция радикально, - рассказывает Абелев, - хотя в Юго-Восточной Азии, где наблюдается буквально пандемия рака печени, эти маркеры применяют также для ранней диагностики заболевания.
Механизм возникновения раковых опухолей, как уже было сказано, до конца не изучен. Доподлинно известны лишь несколько "факторов риска". Курение, например, "отвечает" за 30 процентов злокачественных опухолей (сигаретный дым содержит те же канцерогенные вещества, что и выхлопные газы автомобилей). Сказывается также общее ухудшение экологической ситуации. Влияют "профессиональные факторы" (работа на вредных производствах). Не к добру - повышенное ультрафиолетовое излучение, проще говоря, интенсивный солнечный загар. Так что профилактика рака в немалой степени зависит и от нас, точнее, от отношения к собственному здоровью.