Участники конференции, среди которых руководители и специалисты МПС и Министерства транспорта РФ, ученые ведущих отраслевых научно-исследовательских организаций, представители 14 субъектов Федерации, практически единодушно сошлись во мнении: железная дорога может стать путем подъема экономики страны. Однако, как подчеркивали выступавшие, ведомство это может превратиться в локомотив экономики только в том случае, если ему удастся достаточно быстро завершить переход от административных мер управления к рыночным.
Проблемы железной дороги, этого каркаса единого экономического пространства страны, всегда были в центре внимания государства. Ведь от железнодорожного ведомства, как и от других таких же естественных монополий, зависит сохранение России как единого государства. Министр путей сообщения Николай Аксененко активно поддерживает программу правительства на реформирование. Необходимость создания ГАК "Российские железные дороги" подтвердила сама жизнь, и именно с ним связываются надежды на процветание отрасли. Железнодорожники уверены: реформирование МПС, повысив инвестиционную привлекательность отрасли, поднимает ее работу на новый уровень.
Уже в прошлом году произошел перелом многолетней тенденции спада объемов перевозок: грузовой оборот увеличился на 17,2, а пассажирский - на 10,8 процента. После этого практически ежеквартально объем перевозок грузов растет на 10 - 12 процентов. В отрасли постоянно идет совершенствование технологий, в практику внедряются самые передовые разработки отечественной науки. Как отмечал руководитель МПС, в последнее время приоритетное значение получили информатизация процессов управления, внедрение ресурсосберегающих технологий, приобретение подвижного состава нового поколения, повышение безопасности движения. Успешно осуществляется прокладка волоконно-оптических линий связи, позволяющих передавать в цифровом режиме до 20 гигабит в секунду. Кольцевая структура телекоммуникационной сети протяженностью 35 тысяч километров волоконно-оптических линий связи охватит 57 регионов страны. Внедряется программа "Диспарк", которая обеспечивает не только планомерный учет всех вагонов на сети, но и помогает вести контроль за их состоянием по 104 параметрам...
Главной задачей для железнодорожников, как неоднократно подчеркивал министр путей сообщения, является эффективное расходование полученных доходов. Только благодаря тому, что МПС проводит активную ценовую политику, железная дорога успешно выкарабкалась из трясины инфляции. Строгое следование принципам формирования экономически обоснованных цен вот уже на протяжении нескольких лет является генеральной линией железнодорожного ведомства, во многом обеспечивая его стабильность. Однако железнодорожники не привыкли останавливаться на достигнутом. Как подчеркивали выступающие на конференции, пришло время научиться управлять финансовыми потоками таким образом, чтобы государство, сохраняя стальные артерии в своей собственности, тратило бы все меньше средств на их поддержку.
Руководство железных дорог уже неоднократно заявляло: "Без бюджета прожить можно, если регулирование тарифов будет осуществляться взвешенно, то есть если отсутствие бюджетных инвестиций будет учитываться в индексах наших тарифов". Специалисты объясняли: сегодня нужно говорить не столько об инвестициях в железнодорожный транспорт, сколько о ликвидации перекрестного субсидирования, то есть исключения из тарифов на грузовые перегрузки затрат на пассажирские. Как отмечал руководитель департамента экономики МПС Борис Лапидус, пассажирские перевозки окупают себя только на 50, а пригородные - на 22 процента. Возникшая разница покрывается из кармана железных дорог, то есть тем или иным образом перекладывается на грузовые перевозки. "Убытки эти возникают в основном за счет огромного количества льготников. Если бы государство смогло компенсировать эти убытки, то МПС хватило бы собственных доходов для инвестиций в нужных масштабах", - утверждали железнодорожники.
Как сообщил в Красноярске первый заместитель министра путей сообщения Михаил Иванков, очередное повышение железнодорожных тарифов на пассажирские перевозки не произойдет ранее октября и не превысит 20-процентного уровня.
Причем, как он подчеркнул, повышение будет дифференцированным. Например, цены на проезд в плацкартном вагоне изменятся весьма незначительно, в купейном - больше. С точки зрения Иванкова, цены на СВ "следовало бы вывести из-под регулирования Министерства по антимонопольной политике и отдать на регулирование по принципу спрос-предложение". Однако, как было заявлено, в августе МПС намерено повысить на 26,1 проц. тарифы на внутрироссийские грузовые перевозки. Хотя могло бы повысить и на 50 процентов. Что является свидетельством экономической стабильности железнодорожного ведомства.
Многие выступающие на конференции отмечали, что за время, минувшее с предыдущей научно-практической конференции, все участники перевозочного процесса начали не только понимать, что без сотрудничества не обойтись, но и активно вести диалог, помогать друг другу. Одним из положительных примеров такого сотрудничества стал тесный контакт, в котором работают губернатор Красноярского края и начальник Красноярской железной дороги. В нынешнем году практически в два раза увеличились объемы транзитных перевозок через енисейский меридиан. И это только начало.