ПРОСТЫЕ КИТАЙСКИЕ ИСТИНЫ

В одном из последних телефонных разговоров с главой Российского государства китайский лидер назвал нынешний год необычным для отношений между двумя странами. С вопроса об оценке такого определения и началась беседа корреспондента "Труда" с послом Российской Федерации в КНР Игорем РОГАЧЕВЫМ.

- Начнем с того, - сказал посол, - что теперь у председателя КНР Цзян Цзэминя новый партнер - президент РФ Владимир Владимирович Путин. Причем начало отношений двух первых лиц было обнадеживающим: китайский руководитель первым из глав зарубежных государств позвонил Путину и поздравил его с избранием на президентский пост. Напомню, что очное знакомство руководителей наших стран состоялось в прошлом году в Окленде (Новая Зеландия) на саммите стран-участниц форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
А вообще Владимиру Путину и Цзян Цзэминю предстоит встретиться в этом году четырежды, - помимо беседы в Душанбе на встрече глав государств - членов "шанхайской пятерки", обоих уже скоро ждут переговоры в Пекине, затем - встреча на саммите тысячелетия в Нью-Йорке, а поздней осенью - в Брунее на ежегодном форуме АТЭС. Таким образом, необычна уже сама насыщенность российско-китайских контактов на самом высоком уровне. Подобной интенсивности не припомню за всю историю наших отношений.
- Каково значение предстоящего пекинского саммита? О чем будут беседовать руководители РФ и КНР, подписание каких документов ожидается?
- Не может быть никаких сомнений в наличии у руководителей наших стран сильной политической воли к укреплению и дальнейшему развитию связей в различных областях. Уже с первых дней пребывания на посту президента Владимир Путин заявил о том, что поддержание отношений стратегического партнерства с КНР является одним из главнейших приоритетов внешней политики Российского государства. В обществах обеих стран сложился консенсус в отношении важности поддержания добрососедских, дружественных связей. Не сомневаюсь, что встреча в Пекине будет иметь огромное значение для будущего двусторонних отношений, выведет их на новый, еще более высокий уровень взаимопонимания и взаимодействия.
Что касается самих переговоров, то будут обсуждаться вопросы стратегической стабильности в Азии и в мире в целом. Здесь налицо сходство и совпадение позиций и интересов - Россия и Китай выступают за многополюсность мира, за формирование справедливого и рационального международного порядка. Не будет преувеличением сказать, что без участия наших стран сегодня немыслимо решение крупных международных проблем. Нас объединяет решительная оппозиция американским планам создания национальной противоракетной обороны и ПРО театра военных действий, причем сохранение Договора по ПРО от 1972 года - аксиома внешней политики Москвы и Пекина. Разумеется, будут обсуждаться и вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
- Как обстоят дела в этой сфере?
- Увы, мы не удовлетворены нынешним состоянием торгово-экономических связей - разрыв между уровнем политического взаимодействия и объемом делового партнерства сохраняется. Переговоры по некоторым перспективным проектам - как, например, прокладка газопровода, поставки электроэнергии из России в КНР - явно затянулись. Обеим сторонам предстоит много потрудиться, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки и наверстать упущенное. Надеюсь, что предстоящий саммит даст мощный импульс сотрудничеству в деловой сфере, тем более что уже обозначились признаки перемен к лучшему - за минувшие полгода прирост товарооборота между РФ и КНР составил порядка 17 процентов, а в приграничных регионах достиг 30 процентов. На днях обнадежило сообщение из Перми, где достигнуто соглашение о приобретении Китаем трех широкофюзеляжных авиалайнеров Ил-96 и 15 резервных двигателей к ним.
Замечу, что сфера российско-китайского сотрудничества не сводится лишь к политике и экономике. У широких народных масс наших стран велика тяга к знакомству с современной культурой и образом жизни соседей. К сожалению, оставляют желать много лучшего обмены по линии образования - в последние годы заметно снизилось число обучающихся в вузах КНР российских студентов и стажеров, да и китайцев едет на учебу в Россию все меньше. Здесь мы возлагаем надежды на заключение нового двустороннего соглашения.
- В последнее время в России снова заговорили об уроках китайских реформ. Чему из опыта преобразований у наших восточных соседей стоило бы, на ваш взгляд, поучиться?
- У России и Китая общая цель - построение рыночной экономики, повышение уровня жизни населения. Конечно, у каждой страны есть своя специфика. Мы не можем копировать и бездумно заимствовать чужой опыт, но вот изучать и использовать применительно к своим реалиям все лучшее - можно и нужно. Однако с этим-то как раз большие проблемы. Скажем, в КНР за годы реформ прекрасно зарекомендовали себя всевозможные зоны - специальные экономические, технико-экономического развития, внедрения передовых технологий и т.п. Для изучения опыта функционирования этих уникальных образований из России в Китай приезжали многие десятки делегаций, но, к сожалению, все уходило будто в песок. Иначе подходят к этому китайцы - они жадно впитывают чужой опыт, осмысливают и творчески применяют его сообразно своим условиям.
- Игорь Алексеевич, что из увиденного в Китае за долгие годы работы здесь произвело на вас наибольшее впечатление?
- Не перестает поражать то, что наблюдается в Китае сейчас. Это действительно большой скачок в будущее. Только в отличие от известного периода в прошлом, напичканного пропагандистскими клише, сейчас это не лозунги, а осязаемая реальность. Масштабные преобразования осуществляются твердо, быстро и последовательно, страна меняется прямо на глазах.
Если же отвлечься от высоких политических материй, то признаюсь в любви к китайской кухне. Почитаю ее во всех вариациях - сычуаньской, дунбэйской, шаньдунской и прочих разновидностях. Непревзойденным по вкусу и аромату, поистине божественным напитком считаю зеленый чай. А по большим праздникам могу позволить себе опрокинуть рюмочку-наперсток классического китайского горячительного - водки "маотай"...