Весенний провал: малый и средний бизнес сократили расходы на зарплаты

Из-за коронавируса сроки «отскока» предсказывать бессмысленно, но за кризисами всегда следует подъём, говорит эксперт

В общей сложности за два предыдущих месяца малые и средние предприятия на 63% урезали расходы на зарплаты по отношению к марту, сообщают аналитики банка «Точка». Речь идёт о сферах спорта, культуры, досуга, развлечений и других. В исследовании приняли участие 300 тысяч компаний-клиентов банка. Между тем, число безработных за первую половину июня выросло на 16%, рассказали в Минтруде.

В сфере образования расходы на плату труда обрушились на 40%, а фонд оплаты труда в иных предприятиях малого и среднего бизнеса упал на 45% за апрель-май. В большинстве случаев, майские зарплаты падали ещё сильнее, чем в апреле: падение майского показателя по отношению к марту достигало 18,9%, пишут эксперты банка.
 
Малые и средние предприятия в области здравоохранения снижают траты на заработную плату третий месяц подряд. В марте фонд ужали на 38%, в апреле – на 14, а в мае на 30%. Расходы на зарплатный фонд в строительстве за апрель поднялись на 25%, но в мае упали на 26%. Зато не так сильно пострадала логистика: апрельский провал – 12%, а в мае – всего 1%.
 
Подсчёты банка «Точка» не внушают оптимизма, удручающие результаты исследования связаны с карантинными ограничениями из-за коронавируса. Напомним, с 25 марта до 12 мая президент Владимир Путин объявил нерабочие дни с сохранением зарплат сотрудников. На деле работодателям просто не из чего было платить сотрудникам, и распоряжение осталось преимущественно на бумаге. Особенно пострадали стоматология, фитнес, культура, непродовольственная торговля. Строительство «заморозили» на месяц: с 13 апреля до 12 мая. 
 
Эти и ряд других сфер экономики вошли в перечень самых пострадавших от ограничений отраслей, на поздних этапах в список включили и прессу. Уязвимые предприятия могут рассчитывать на гибкие условия кредита, отсрочки по платежам, снижение вдвое страховых выплат работодателя и т.д. 
 
Снижение фонда оплаты труда – не единственный маркер сегодняшего кризиса. Растёт безработица: по словам главы Минтруда Антона Котякова, официально зарегистрированных безработных уже более 2,4 млн человек. Это означает, что за первую половину июня число безработных увеличилось на 16%. Реальное количество россиян без работы практически вдвое больше, сообщал Росстат. В апреле глава Счётной Палаты Алексей Кудрин допускал увеличение безработицы до 8 млн человек. Стабилизацию рынка труда в правительстве ожидают лишь к концу года.
 
Жизнь малого и среднего бизнеса зависит от спроса, сказал порталу TRUD.RU президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «Можно давать сколько угодно кредитов на зарплату, рефинансировать, но без спроса никуда. Доходы и без вируса падали несколько лет подряд, сейчас тем более нет причин для их роста», - отметил специалист. Сложно без субсидирования спроса рассуждать о возвращении прежнего фонда оплаты труда в малых и средних предприятиях. Спросу мешает ослабший торговый трафик: даже в Китае, который восстановился первым, он не добирает и 70%, сказал Абзалов. «Треть площадей под торговые точки уже потеряна. Офлайн-розница частично вымрет. Общепит потеряет около 20%, окончательно не восстановится и фитнес – даже он в какой-то степени ушёл в онлайн», - прогнозирует эксперт. Онлайн-услуги, игры, IT, вебинары и прочее вырастут. Отдельные точки общепита в определённых местах, продовольственная розница, авиация – плавно, но восстановятся, говорит специалист. «Вообще, восстановление всего, что ещё возможно, будет небыстрым. Но обойдётся без фронтальной рецессии», - заключил он.
 
«В период кризиса, и особенно – кризиса неопределённости, предприниматели сокращают занятость и режут зарплаты», - сказал нашему порталу директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Он считает цифры банка «Точка» довольно высокими, но реалистичными. «Если зарплатный фонд отощал у самых слабых бизнесов, наверно, это похоже на правду. По Росстату, за I квартал в стране было 35% убыточных предприятий», - сказал Остапкович. Но все кризисы приходят и уходят, зарплата восстановится, более того – и в нашей стране возможен рост в дальнейшем, полагает эксперт. Прогнозировать сроки финансового «отскока» малого и среднего бизнеса он не стал: страна и мир столкнулись с плохо предсказуемым внешним вызовом, убеждён экономист.
 
Увеличение безработицы на 16% за первую половину июня Остапкович назвал «копейками»: отечественный показатель по-прежнему некритичный. «Что такое 2,5 миллиона безработных по сравнению с 72 миллионами работающих? Да, это люди, семьи, бедность. Поддержите их деньгами, иначе зачем нам государство? Но всё-таки это не 8 или 15-процентная безработица», - отметил он. Низкая безработица связана со патерналистским стремлением чиновников удерживать граждан на рабочих местах практически любой ценой: вплоть до понижения зарплат. Способствует этому и слабость профсоюзов, которые не обладают энергией и ресурсами сопротивляться социальному диагнозу «работающий бедный». Справедливости ради, в бессилии профсоюзов виновно и само государство с его правоприменительной практикой и жёсткими законами, регламентирующими низовую активность народа. «Впрочем, вопрос и правда тяжёлый: что хуже – увольнение в кризис или прежнее место, но почти бессмысленное с точки зрения достатка», - рассуждает Остапкович.