На западе нашей страны людям хочется общения с Большой Россией
Калининград, отделенный от остальной части России тремя государственными границами, стал ближе к Москве. В местном кафедральном соборе в рамках фестиваля «Орган+», посвященного 10-летию возрождения его уникального органа, открылась выставка одной картины. Известное, наверное, каждому русскому человеку полотно Василия Поленова «Московский дворик» перелетело на крайний запад страны.
Этот собор вряд ли припомнит такой наплыв публики. Люди буквально высыпали на сцену, где выставлен шедевр русской живописи. Для них это был словно драгоценный привет из Большой России. В какой-то момент, подозреваю, сердца хранителей Третьяковской галереи, приехавших сопровождать картину, екнули: полотна не видать за спинами страждущих. Хотя дистанция между зрителями и картиной обеспечивалась устройством стенда, представляющего собой подобие глубокой ниши. Да и картина покрыта новым, специально к поездке установленным защитным стеклом (учли опыт недавнего инцидента с репинским «Иваном Грозным»).
Полтора года назад директор кафедрального собора и музыкальный деятель Вера Таривердиева — неутомимая креативщица, инициатор органных фестивалей и конкурсов в Калининграде — обратилась к руководителю Третьяковки Зельфире Трегуловой с предложением — к 10-летию возрождения в соборе его грандиозного органа предоставить одно из полотен на выставку. Год назад главный хранитель Галереи Татьяна Городкова побывала в соборе и поняла: в стенах, где созданы все условия для жизни такого тончайшего инструмента, как орган, может гостить и картина. Кстати, когда ящик с полотном наконец прибыл в Калининград, «домиком» для него до публичной демонстрации стал... деревянный корпус этого самого органа.
Но прежде предстояло выбрать само полотно. Как поясняет Татьяна Семеновна, сам способ транспортировки (по воздуху, чтобы не везти картину через границы) ограничил размер. Ясно, что это должен быть шедевр, символизирующий Россию, ее сердце — Москву. Причем Москву, которая не кичится своей столичностью, а уютную, патриархальную, соразмерную человеку. «Московский дворик» — кажется, нельзя было сделать выбор точнее. «Посмотрите, — говорит заместитель заведующего отделом живописи второй половины XIX — начала ХХ века Ольга Атрощенко (она тоже приехала на вернисаж вместе с Татьяной Городковой), — изображено реальное место, окрестности церкви Спаса на Песках, и сейчас стоящей недалеко от Арбата. Но это и символ устройства русской жизни вообще. Здесь все просто, тепло. Дом богатой графини Юрьевой стоит с обыкновенным деревянным забором, зарос лопухами. Зато сколько устремленности ввысь в изумительной московской архитектуре XVII века, в шатровой колокольне храма. Сколько света в бездонном небе: для русского человека небесное важнее земного...»
Музыкальная программа, которую приготовили к вернисажу, оказалась достойной события. Известная органистка Лада Лабзина (она из Казани, но в Калининграде гостит часто) и здешний оркестр русских народных инструментов под управлением Андрея Степаненко сыграли мировую премьеру переложения «Картинок с выставки» Мусоргского. Как естественно орган с его космическим звуком и оркестр с его русской звончатостью дополнили друг друга! И это при том, что калининградскому оркестру не хватает людей — на сцене находилось около 30 музыкантов, тогда как штат полноценного коллектива едва ли не вдвое больше. Но вместе с приглашенными баянистами, балалаечниками, флейтистами удалось добиться колокольной мощи в знаменитом финале, озаглавленном Мусоргским «Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)». Музыка прозвучала настоящим гимном Руси.
Может быть, после нынешнего концерта, на котором, знаю, был и губернатор Калининградской области Антон Алиханов, русскому оркестру, который так важен в русском городе Калининграде, окажут больше внимания? Ведь уже сейчас коллектив рады видеть в соседней Литве, Польше. Есть планы исполнить нынешний «органно-баянный» вариант великого произведения в Париже... Тем временем фестиваль «Орган+» продолжается. И 17 июня в соборе Московский камерный хор Владимира Минина исполнит программу "Перезвоны",а 23 июня титулярный органист парижского собора св. Евстахия Батист-Флориан Марль-Уврар и балалаечник Денис Пенюгин (Петербург) выступят с программой"Перекличка птиц«.
Через месяц гастролей «Московский дворик» вернется в родную Третьяковку.