Американские отроки во Вселенной
На экраны выходит триллер «Супер 8»
Новый фильм снят режиссером Джей Абрамсом, продюсером выступил мастер кинотриллеров Стивен Спилберг. Но обозреватель «Труда» считает, что взять зрителя на испуг не получится.
Съемки картины Абрамса «Супер 8» традиционно проводились в обстановке строгой секретности — и после того, как посмотришь фильм, эта скрытность вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, она похожа на гриф «совершенно секретно», за которым стоит нечто действительно опасное. С другой — напоминает заговорщический шепот школьников, задумавших сбежать из дома и уплыть на пароходе в Австралию.
Главные герои фильма, на которых как раз и рассчитаны приключенческие книжки «для среднего школьного возраста», живут в маленьком американском городке, катаются на велосипедах по пыльным дорогам и снимают на любительскую камеру симпатичный фильм про зомби. Все происходит в конце 80-х, что дает возможность без иронии показывать и то, как развеваются на ветру и блестят на солнце светлые волосы Элис (Эль Фэннинг, из которой выросла серьезная конкурентка старшей сестре Дакоте), и то, с какой неловкой нежностью гримирует ее для очередной сцены участник съемочной группы Джо (Джоэл Кортни). Но вместе с любовью в жизнь Джо и остальных входит и ужас — во время съемок школьники видят, как в проезжающий мимо поезд врезается автомобиль и из покореженного вагона выбирается нечто необъяснимое. А через некоторое время пропадают все собаки, затем несколько людей, и отец Джо, полицейский, пытается выяснить у заполонивших город военных хоть что то, но слышит в ответ: «Шли бы вы лучше домой».
Большинство американских зрителей, которые посмотрели «Супер 8» в первый уик-энд проката, — мужчины старше 25 лет, и их нетрудно понять. Несмотря на то что фильм задумывался как сиквел картины Абрамса «Монстро» и пугаться там есть чему, жизнь подростков оказывается интереснее, чем жизнь взрослых, которые борются с третирующим город инопланетным существом — и потребность в адреналине уступает желанию повспоминать о собственном детстве. То есть о маленьком городке, велосипедных спицах, сверкавших на солнце, друзьях на всю жизнь, ссорах с родителями и фильмах, о которых «Супер 8» напоминает: тут, если говорить о нашей публике, и «Сто дней после детства», и «Кортик» с «Бронзовой птицей». Американские взрослые мужчины составляют собственный список.
Страх и ностальгия, из которых режиссер и продюсер намеревались сделать энергетический коктейль, сливаться воедино не желают — получается взвесь. Где отдельно — хоррор, а отдельно — возможность еще раз пережить последнее лето детства, перед тем как опять бросаться на борьбу с тем, что заведомо сильнее и коварнее.