ПОЗНАТЬ РОССИЮ

С 1998 года в нашей стране существует литературная премия Александра Солженицына, учрежденная Русским общественным фондом. Ее лауреатами становятся писатели, творчество которых обладает высокими художественными достоинствами, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы, способствует самопознанию России. А с 2002 года премию вручают еще и за исторические и философские работы, труды в области русской государственности и общественной мысли. Кроме того, избранные сочинения лауреатов публикуются в книжной серии "Литературная премия Александра Солженицына", где недавно вышли две книги - "Это мы, Господи!.." Константина Воробьева и "Реванш истории" Александра Панарина.

Прозаику Константину Воробьеву (1917-1975) эта награда была присуждена посмертно, в 2001-м, как "писателю, чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой войны, ее ход, ее последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебреженных ветеранов". В сборник вошли повести "Крик", "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи!..", "Друг мой Момич", рассказы "Дорога в отчий дом", "Гуси-лебеди", "Ермак", "Синель" и другие. Повесть "Это мы, Господи!.." А.И. Солженицын назвал "первой да и последней в советской литературе о немецком плене". Она автобиографична: в начале войны ее автор, тогда молоденький лейтенант, попал под Москвой в плен, пережил тюрьмы, лагерь, побеги, был лесным партизаном, прошел через недоверие и допросы своих: "С каким полуночным вниманием ящеров глядели на нас смершевцы, когда задавали вопросы, почему мы остались живы". Однако при жизни писателя напечатали только два рассказа, связанные с пленом: слишком ненужной, "неудобной" была тогда эта тема. Однако для Константина Воробьева и других советских воинов, разделивших его судьбу, "важно то, что мы не только живыми оказались, но и в человеческий строй вступили, что мы опять превратились в бойцов, а русскими людьми мы оставались и в лагерях..."
Лауреатом 2002 года стал философ Александр Панарин (1940-2003) "за книги "Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке" (1998) и "Искушение глобализмом" (2000) - с их глубоким осмыслением нового мирового порядка, места в нем России и ее ценностного самостояния". В "Реванше истории", вошедшем в "лауреатский том", А. Панарин писал о необходимости найти альтернативу "тому глобальному тупику, в который завела человечество прометеева идеология покорения природы и культуры во имя... удовлетворения примитивных потребительских аппетитов". Попытки вестернизации мира, слепого подражания западным образцам себя исчерпали, но это не означает "конца истории". Альтернативой должна стать новая мироустроительная идея, и кому, как ни России - "стране, живущей на перекрестке великих миров Востока и Запада, Севера и Юга", - с помощью своей великой культуры искать и находить ответы на беспрецедентные вызовы эпохи. "Но для этого требуется, чтобы нынешняя разорванность двух социокультурных полюсов - народа и элиты - была, наконец, преодолена, чтобы пространственное чувство народа и историческое чувство интеллигенции спаялись воедино". Как сказал писатель Валентин Непомнящий, Александр Панарин предлагал пути, "на которых Россия способна, встав на ноги, помочь совести человечества в ее эсхатологическом поединке с корыстью".